Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. Трусов В.П. Когнитивные процессы в социальной психологии. Л., 1983. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1961.
F Caracteristique de l?object de provision (de la prospective) Качественное или количественное отражение какого-либо свойства объекта прогнозирования.
ЭФФЕКТ РАНШБУРГА - частный случай интерференции в памяти (-> гипотеза интерференции запоминания), исследованный венгерским психологом П. Раншбургом. Характерен затруднениями запоминания, возрастающими по мере увеличения сходства заучиваемого материала с материалом, уже известным. ЭФФЕКТ РОЗЕНТАЛЯ -> эффект Пигмалиона. ЭФФЕКТ СВЕРХАДДИТИВНЫЙ - результат деятельности групповой, более высокий количественно и качественно по сравнению с индивидуальной работой. Возникает в группе малой при ее приближении уровнем развития к коллективу - вследствие более четкого разделения обязанностей, координации действий и установления хороших деловых и личных взаимоотношений между сотрудниками. ЭФФЕКТ СТАЙЛСА-КРОУФОРДА - феномен различия субъективной яркости света, имеющего одну и ту же интенсивность, в зависимости от угла, по коему он попадает в центральную ямку сетчатки. Свет воспринимается как более яркий, если проходит через центр зрачка, и. как менее яркий - если через его периферические отделы. ЭФФЕКТ УХА ЛЕВОГО - состоит в том, что у правшей больший объем и точность воспроизведения неречевых стимулов достигается при их предъявлении на левое ухо. ЭФФЕКТ УХА ПРАВОГО - состоит в том, что у левшей больший объем и точность воспроизведения стимулов речевых достигается при их предъявлении на правое ухо. ЭФФЕКТ ХОТОРНА - если испытуемым известна принятая экспериментатором гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно будут вести себя соответственно ожиданиям экспериментатора. Вообще, одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что очень часто они ведут себя так, как ожидают от них экспериментаторы. Частный случай эффекта Хоторна - эффект плацебо. Для устранения эффекта Хоторна достаточно держать испытуемых в неведении о принятых гипотезах и давать им инструкции как можно более безразличным тоном.