Поскольку в этом случае отправление сигналов группе заставляет членов группы осознать свою принадлежность к этой группе, постольку в случае ретиальной коммуникации происходит тоже не просто передача информации, но и социальная ориентация участников коммуникативного процесса. Это также свидетельствует о том, что сущность данного процесса нельзя описать только в терминах теории информации. Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная — принятой. Психологически крайне важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией. В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие средства, выполняющие роль «транспортации», сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия. Примером фасцинации может быть музыкальное сопровождение речи, пространственное или цветовое сопровождение ее. Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается ком-муникатором, т.е. тем лицом, от которою исходит информация.
Завершая разговор о процедуре якорения, приведем ее пошаговое описание. 1. Попросить человека вспомнить неприятную ситуацию и пережить ее. Вопросы, позволяющие получить доступ к переживанию, могут быть следующими: Когда вы впервые в жизни столкнулись с негативной ситуацией? После чего она возникла? Чем она закончилась? Что за чувства вы переживаете? Назовите их для себя каким-то словом. Что было самым неприятным (тяжелым, мрачным) в данной ситуации? 2. Ставим «якорь», как только началось переживание и держим пока не прекратится. Якорь ставится путем прикосновения к какому-либо участку тела. 3. Переводим человека на новое место. 4. Просим вспомнить позитивное, ресурсное состояние и пережить его. Вопросы позволяющие получить доступ к переживанию: Какой внутренний ресурс вам необходим, чтобы быть эффективным в негативной ситуации? В каких случаях вы испытываете ресурсное состояние? Как обычно возникает это состояние? Чем оно заканчивается? Что за чувства вы испытываете в этом состоянии? Назовите их для себя словом. Что самое важное в этом переживании? Человек может не знать какой ресурс ему нужен, чтобы справиться с негативной ситуацией. Попросите его угадать, придумать, сфантазировать. Можно спросить: А если бы вы знали, что это было? Вам знаком кто-нибудь, кто обладает нужным ресурсом? Вы знаете кого-то, кто умеет это делать? и т. п.