Петр: В ответ на последние вопросы ее глаза двигались влево вниз. Эти вопросы предполагали доступ к тактильным ощущениям. Ведущий: Лена, сейчас я задам вам еще несколько вопросов, а вы так же мысленно на них ответите. Все остальные наблюдают. Вы помните запах своих любимых духов? А запах апельсинов? Вспомните вкус апельсина. (После всех вопросов глаза Лены опускались вниз и уходили влево). Что вы можете сказать, Петр? Петр: Ее глаза сдвигались в том же направление, что и при вопросах, связанных с тактильными ощущениями. Ведущий: Совершенно верно. Если человеку необходимо получить доступ к информации, закодированной в форме тактильных или мышечных ощущений, запахов, вкусовых ощущений, то обычно при этом его глаза уходят вниз и влево. Конечно, не во всех случаях и не у всех людей. Человек все же более сложно организован, чем любые схемы, описывающие его. Мы с вами выяснили, какую позицию занимают глаза, если человек вспоминает что-либо, уже бывшее в его опыте ранее. Теперь давайте посмотрим, что произойдет, если коснуться несколько иной сферы нашего бытия. Лена, вы готовы еще к одному небольшому эксперименту? (Она кивает головой в знак согласия). Я снова попрошу вас мысленно отвечать на мои вопросы, а все остальные наблюдают за движением глаз. Как бы вы выглядели в ярко красном платье и шляпе со страусиным пером? Как выглядит наша планета из космоса? А как выглядит «лысый» медведь? (После каждого вопроса глаза Лены уходят на мгновение вверх и влево). Теперь несколько вопросов иного плана. Как бы звучал ваш голос, если бы вы могли говорить под водой? Какой звук могла бы издавать тишина? Как кричали в древности динозавры? (В ответ на первые два вопроса глаза Лены уходят влево в сторону. В ответ на последний вопрос ее глаза вначале ушли вверх вправо, а затем вправо в сторону).
Экспертная оценка
Традиция исследования рефлексии в социальной психологии достаточно стара. Еще в конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения некоих Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле (у Холмса буквально «каким его сотворил Господь Бог»); Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно три «позиции» со стороны Генри. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно то же для Генри. В принципе, конечно, можно предположить сколь угодно много таких взаимных отражений, но практически в экспериментальных исследованиях обычно ограничиваются фиксированием двух ступеней этого процесса. Г. Гибш и М. Форверг воспроизводят предложенные модели рефлексий в общем виде. Они обозначают участников процесса взаимодействия как А и Б. Тогда общая модель образования рефлексивной структуры в ситуации диадического взаимодействия может быть представлена следующим образом (Гибш, Форверг, 1972). Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается коммуникация А X Б и обратная информация о реакции Б на А, Б А. Кроме этого, у А и Б есть представление о самих себе А и Б', а также представление о «другом»; у А представление о Б — Б" и у Б представление об А — А". Взаимодействие в коммуникативном процессе осуществляется так: А говорит в качестве А, обращаясь к Б". Б реагирует в качестве Б' на А". Насколько все это оказывается близко к реальным А и Б, надо еще исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что имеются несовпадающие с объективной реальностью А, Б', А" и Б", при этом между А и А", а также между Б и Б" нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет максимальным при минимальном разрыве в линиях А —А —А" и Б —Б' —Б"