Эффективные методы продаж, как выход из кризиса













Удачный маркетинговый ход 89

F Analyse de la structure de

Если для первого, как мы видели, характерен прежде всего поиск объективных критериев для различения реальных социальных групп, то для второго характерно в большей мере рассмотрение лишь самого факта наличия некоторого множества лиц, в условиях которого протекает деятельность личности. Это множество лиц, «окружающих» человека или даже взаимодействующих с ним в какой-то конкретной ситуации, тоже, конечно, может быть интерпретировано как «группа», но фокус интереса в данном случае — не содержательная деятельность данной группы, а, скорее, форма действий индивида в условиях присутствия других людей или даже взаимодействия с ними. В многочисленных социально-психологических исследованиях, особенно на ранних этапах развития социальной психологии, вопрос ставился именно так. Группа здесь не выступает как реальная социальная ячейка общества, как «микросреда» формирования личности. Однако с такой традицией нельзя не считаться: для некоторых целей, особенно в рамках общепсихологического анализа (например, при выяснении специфики протекания определенных психических процессов в условиях «группы»), такой подход может быть оправдан. Вопрос лишь в том, является ли этот подход достаточным для социальной психологии?
По-видимому, на него нужно ответить отрицательно. Что дает для социальной психологии определение группы как простого множества, элементом которого является человек, или даже как взаимодействия людей, отличающихся общностью социальных норм, ценностей и находящихся в определенных отношениях друг к другу? Констатация наличия не одного человека, а многих (действующих рядом или даже совместно), не содержит никаких характеристик этой группы, и из анализа полностью выпадает содержательная сторона этого множества: остается лишь тот факт, что людей в данном случае «много», т.е. весьма формальная характеристика собранных вместе индивидов. Мало что добавляет и такая прибавка, как наличие внутри множества определенных «отношений». Хотя само по себе наличие отношений между людьми в рамках какого-то объединения существенно, отсутствие расшифровки характера этих отношений обесценивает это дополнение. Какие-нибудь отношения возникают, естественно, всегда, если присутствуют несколько человек, а не один; они возникают, даже если просто посадить рядом двух незнакомых людей. Значимость для личности этих отношений может быть вскрыта лишь тогда, когда сами отношения поняты как существенная характеристика социальной группы, включенной в некоторую систему общественной деятельности (Обозов, 1979. С. 121).
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что для социальной психологии недостаточна простая констатация множества людей или даже наличия внутри него каких-то отношений. Стоит задача объединить социологический и (будем называть его так) «общепсихологический» подход к группе. Если признать, что социальная психология прежде всего исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их

Сейчас мы с вами сделаем первый шаг в данном направлении. Следующее упражнение позволит вам определить характерную внешнюю реакцию согласия и несогласия у человека, с которым вы будете работать. Мы снова разобьемся на группы по три человека и сделаем следующее. Один участник группы задает другому несколько простых вопросов, предполагающих согласие или несогласие. Это могут быть вопросы типа: «Сейчас на улице весна? Вы живете в двадцатом веке? Вы живете на планете Земля?» и так далее. Учитывая, что на календаре месяц май, все вопросы предполагают ответ «да», то есть согласие. Тот, кому задают вопросы, отвечает на них мысленно.
После этого задаются вопросы, требующие однозначного ответа «нет». Например, у мужчины можно спросить: «Вы маленький мальчик?». Или задать такие общие вопросы: «Вы летали в космос? Вы бывали в Антарктиде?». Я думаю, среди нас нет космонавтов и полярников, поэтому ответ будет отрицательный. Или может быть есть? Вот вы подняли руку. Вы что, космонавт?
Андрей: Я бывал у берегов Антарктиды.
Ведущий: Тогда вам этот вопрос могут задать в части, предполагающей согласие.
Задающий вопросы и третий участник группы отслеживают все несловесные проявления человека в ответ на ту и другую группы вопросов. Ваша задача научиться определять по внешним реакциям человека согласен или не согласен он с тем, о чем говорят. Каждый может побывать в роли опрашиваемого, чтобы узнать, как лично он несловесно выражает согласие или несогласие. На все упражнение пятнадцать минут...
Ведущий: Пожалуйста, расскажите о своих успехах.
Артем: У нас один из участников при согласии делал замедленный кивок головой, при этом глаза его чуть сужались. Несогласие выражалось в движении головой назад и подъеме правого уголка губ. В этот момент на щеке образовывалась ямочка.
Никита: Оба участника нашей группы, за которыми я наблюдал, при ответе «нет» чуть покачивали головой из стороны в сторону. Кроме того, один из них как бы сжимал плечи. Он подавал плечи немного вперед, а туловище отодвигал слегка назад. Другой, говоря про себя «нет», двигал носком правой ноги вверх и вниз.

Назад



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200
Hosted by uCoz