объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности. То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций. Пример последней показан на схеме (рис. 10). Рис. 10. Типы коммуникативных сетей (струтур коммуникаций в группе)
F Etablissement de la dynamique de 1'objet de prevision Выявление и оценка характеристики динамики развития объекта прогнозирования.
— Могу выгнать ваших ненормальных жильцов, и притом так, что они не вернутся. — Буду весьма обязан... Еще раз посмотрев к трубу, «пересчитав голубей», «прикинув, как лучше их выгнать», я вернулся домой. На другой день граф прислал за мной с раннего утра. — Вывелись птенцы-голубята! — объявил он почти радостно. Снова пошла в ход труба — кстати, в ней не было даже оптического стеклышка. Выведение птенцов было подтверждено. На другой день была назначена решительная «чистка» графской головы-голубятни... Заранее договорившись с родственниками графа, я провел в сад трех моих помощников с живыми голубями в руках. Завязав больному глаза, свел и его вниз. По моему знаку один из помощников выпустил голубя — я выстрелил перед лицом больного из пистолета. Затем, достав из кармана заранее подстреленного голубя, сунул ему в руку. — Один готов. — сказал я. — Если бы я его не застрелил в воздухе, он мог бы вернуться. А теперь — шалишь! Все кончено...