Во-вторых, взаимодействие индивидов и ситуаций происходит потому, что индивиды нередко сами выбирают для себя ситуации (Ickes et al., 1997). Имея возможность выбирать, коммуникабельные люди предпочитают ситуации, вызывающие социальное взаимодействие. Решая, в каком именно колледже учиться, вы одновременно выбираете и совершенно определенные социальные влияния, которые вам предстоит испытывать. Политики, одержимые либеральными идеями, вряд ли станут жить в Калифорнии, в Апельсиновом округе, и вступать в Торговую палату. Более вероятно, что они поселятся в Торонто и примкнут к «Гринпис» (а чтению Manchester Guardian предпочтут чтение Times of London). Иными словами, каждый выбирает для себя тот социальный мир, который усиливает его собственные склонности. В-третьих, люди нередко сами создают ситуации, в которых оказываются. Вспомните, что наши предубеждения могут сбываться: если мы ожидаем, что некто окажется экстравертом, враждебным, женственным или сексуальным, то будем вести себя по отношению к этому человеку таким образом, что сможем инициировать именно то поведение, которого ожидаем. В конце концов, что создает социальную ситуацию, если не участвующие в ней люди? Либеральная обстановка создается либералами. Что бы ни происходило в женском клубе, все это — дело рук его членов. Социальная ситуация — не погода, которая совершенно не зависит от нас. Она скорее похожа на наш дом — на нечто такое, что мы обустраиваем для себя сами. Резюме Биологические и культурологические трактовки не антиподы. Они взаимодействуют друг с другом. Биологические факторы действуют в определенном культурном контексте, а культура формируется на биологическом фундаменте.
Но, увы, литературные агенты для большинства наших литераторов - такая же красивая мечта, как гитара фирмы "Стратакастер" для музыканта из дворовой команды. Однако в рок-н-ролльном мире РД был отнюдь не творцом, а ценителем и поклонником, критиком и журналистом, набиравшим все более опыта. Само его положение официального литератора, члена Союза писателей не могло не привести к тому, чтобы потихоньку не становиться "папиком".
«Мне всегда казалось очень странным, что общество требует девственности от девочек, а для мальчиков потерять ее — это нормально. Я выросла в большой семье, в которой старшим ребенком был мой брат. Я помню, как зашел разговор о том, каким плейбоем был мой брат (ему было около 18). Мои родители не были раздражены, скорее они испытывали своего рода гордость. Но когда я и моя сестра созрели для секса, наши родители стали подозрительными. Я всегда помню, что я чувствовала. И если я когда-нибудь стану матерью, я не допущу такой неадекватности и такого акцента на женской девственности.» (Из авторских архивов) У многих девушек возникает дилемма. Они могут научиться казаться сексуальными, чтобы привлекать мужчин, но вместе с тем нередко испытывают смешанные чувства в отношении собственно сексуального поведения. Девушка боится, что если она откажется от секса, бойфренды потеряют к ней интерес и перестанут с ней встречаться. Но согласившись на секс, она боится, что получит репутацию доступной. Дилемма двойного стандарта часто далеко выходит за рамки сексуального поведения. Девушки также начинают определять свою «ценность» по достижениям их бойфрендов (а не по собственным). Надев подаренную молодым человеком куртку, девушка получает более высокий статус, чем надев такую же, заработанную самостоятельно. Даже ее способности могут рассматриваться как простые склонности, а не как ценные качества. Например, она может быть обеспокоена, что получает более высокие оценки, чем ее бойфренд. Мастурбация Хотя многие подростки не имеют опыта коитуса к 19 годам, многие мастурбируют. Как рассказывалось ранее в этой главе, мастурбация — нормальное проявление сексуальности в детском возрасте. У подростков прослеживается тенденция к повышению частоты этого поведения. Согласно наблюдениям, подростки мужского пола мастурбируют в среднем 5 раз в неделю (LoPresto et al., 1985). Частота мастурбации у девочек, девушек и женщин заметно ниже (Leitenberg et al., 1993; Walsh, 1989). К концу подросткового периода практически все юноши и 3/4 девушек имеют опыт мастурбации (Coles & Stokes, 1985; Janus & Janus, 1993; Kolodny, 1980). Мастурбация в подростковом возрасте может служить важным методом сексуальной разрядки. Самостимуляция не только снимает сексуальное напряжение, но и предоставляет благоприятную возможность для изучения собственного тела и его сексуального потенциала (Weinstein & Rosen, 1991). Подростки могут сравнивать различные варианты самоудовлетворения. Эта информация может пригодиться в дальнейшем, во время сексуальных действий с партнером. Многие сексологи считают, что люди, которые не мастурбировали в подростковом возрасте, возможно, упускают важный элемент своего сексуального развития. Петтинг Другая форма некоитальных проявлений сексуальности дает возможность многим парам сблизиться и в то же время часто становится альтернативой половому акту. Под петтингом подразумевают эротический телесный контакт, который может включать поцелуи, объятия, прикосновения, ласки руками или орально-генитальную стимуляцию — все, за исключением коитуса. Возможно, одно из самых заметных изменений в паттернах подросткового петтинга — оральный секс. В большом количестве исследований было выявлено, что частота случаев орально-генитальной стимуляции возросла в 2-3 раза по сравнению с данными Кинси (Braverman & Strasburger, 1993a; Gagnon & Simon, 1987). Среди подростков куннилингус встречается чаще, чем фелляция. Петтинг. Варианты физического контакта, включающие в себя поцелуи, объятия, прикосновения, ласки руками или орально-генитальную стимуляцию, — все, кроме коитуса.