Понятно, что иногда родители склонны перегружать ребенка, ожидающего относительно коротких и прямых ответов на свои вопросы. Например, пятилетний сын, интересующийся «Откуда я взялся?», не спрашивает о детальном описании физиологии полового акта и зачатия. Вероятно, будет полезно просто в общих чертах рассказать о половом акте и, может быть, о приятности этого процесса. Также хорошо проверить, понял ли ваш ребенок ответы на его вопросы. Кроме этого, вы можете спросить, та ли это информация, которую он хотел получить. Этим вы также дадите ребенку понять, что готовы к дополнительным вопросам. Таким образом, если ваш ребенок хочет узнать что-то еще, он скорее всего спросит об этом, ободренный готовностью взрослого отвечать на такие вопросы. Некоторые родители считают, что не следует говорить своим детям о приятности интимных взаимоотношений. Другие же могут быть убеждены, что обсуждение радостей секса с детьми полезно, как это описано в следующем примере: «Однажды вечером, когда я сидел на кровати дочери и разговаривал с ней о событиях дня, она выразила интерес о замечании ее подружки (нашей соседки) по поводу того, что я решил купить племенного жеребца. Оказывается, ей сказали, что я должен построить более высокий забор, чтобы защитить соседскую кобылу. Хотя она знала практически все о разведении лошадей, она спросила меня, почему это необходимо. Я все разъяснил ей, и тогда она задала вопрос, который был на самом деле у нее на уме: «А ты и мама делаете это?» Я ответил «Да». «И мои дядя и тетя делают это?» Опять «Да», в ответ на что прозвучало: «Я никогда не выйду замуж». Ясно, что она испытывала смешанные чувства по поводу приложения такого сексуального поведения к себе. Мне кажется очень важным, что я добавил еще одну фразу, — мы не просто делаем это, но это прекрасная и приятная форма общения, в ней много замечательного!» (Из авторских архивов) Нежелание говорить о том, что секс может быть приятен, подчас проистекает из беспокойства родителей о том, что их дети сразу же поспешат выяснить — что же за удовольствие они упустили. Для этих опасений мало оснований. А вот многим влюбленным приходится бороться с усвоенными в детстве убеждениями о том, что секс — это грязно и аморально. Как начать диалог, если дети не задают вопросов Некоторые темы никогда не могут быть затронуты (по крайней мере вовремя), если родители не захотят проявить инициативу. Это касается определенных аспектов сексуального взросления, о которых ребенок никогда не подумает, прежде чем не столкнется с ними. Сюда относится менструация, первая эякуляция и ночные оргазмы. Достоверно доказана необходимость хорошей предварительной подготовки девочек к их первому циклу. Вместе с тем большинство студенток на наших занятиях утверждали, что они знали о менструациях мало или вообще ничего до тех пор, пока не услышали отрывочные сведения от сверстниц или даже до начала собственных месячных. И для мальчиков типичны неподготовленность или незнание о возможности эякуляции при мастурбации (Stein & Reiser, 1994). Первая менструация или эякуляция может быть шоком для неподготовленных, о чем свидетельствуют две следующие короткие истории: «Я даже не слышала о менструации, когда у меня впервые начались выделения. Никого не было дома. Я была так напугана, что вызвала «неотложку».» (Из авторских архивов) «Я помню, как впервые эякулировал при мастурбации. Сначала я не поверил, что что-то выстрелило из моего пениса. Единственное, что я мог предположить, — это то, что я испустил мочу. Однако с учетом лекций моей матери о вреде «игр с самим собой» я испугался, что Бог наказал меня за мое грешное поведение.» (Из авторских архивов)
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
Однако когда участниками эксперимента Милгрэма были 40 мужчин — представители разных профессий в возрасте от 20 до 50 лет, — 26 из них (65%) дошли до 450 вольт. Впрочем, правильнее сказать, что все они подчинялись команде экспериментатора «Продолжать!» до тех пор, пока после двух ударов он сам не останавливал их. Милгрэм, который рассчитывал получить результаты, свидетельствующие о преобладании неподчинения, и планировал повторить свои эксперименты в Германии, чтобы оценить роль культурных различий, был обескуражен (A. Milgram, 2000). И вместо того чтобы ехать в Германию, сделал протесты «ученика» еще более убедительными. Теперь в тот момент, когда «ученика» привязывали к креслу, «учитель» слышал и то, как он упоминал о своем «больном сердце», и реплику экспериментатора о том, что «хоть удары и могут быть болезненными, необратимых изменений в тканях они не вызывают». Сценарий протестов «ученика», свидетельствующих о его мучениях (см. «Проблема крупным планом. Последовательность протестов...»), не возымел никакого действия: из 40 мужчин, новых участников этого эксперимента, 25 (63%) полностью подчинились требованиям экспериментатора (рис. 6.3). Рис. 6.3. Подчинение: эксперимент Милгрэма. Процент испытуемых, подчинившихся приказу экспериментатора, несмотря на протесты «ученика» и на его отказ и утрату физической возможности отвечать на вопросы. (Источник: Milgram, 1965) Покорность испытуемых встревожила Милгрэма, а методика, которой он воспользовался, взволновала многих социальных психологов (Miller, 1986). Разумеется, «ученики» в опытах Милгрэма не получали никаких ударов током, а вставали с «электрического стула» и включали магнитофонную запись криков и протестов. Тем не менее некоторые критики Милгрэма утверждали, что он поступал с «учителями» точно так же, как те — с «учениками»: принуждал их действовать вопреки их желаниям. И это справедливо, потому что многие «учителя» переживали мучительные страдания: они потели, дрожали, заикались, кусали губы, стонали, а некоторые даже начинали истерически хохотать. Обозреватель газеты New York Times сетовал по поводу того, что жестокость, проявленная экспериментатором по отношению к ничего не подозревавшим испытуемым, «уступает лишь той жестокости, на которую он спровоцировал их самих» (Marcus, 1974). Критики Милгрэма не исключали и возможности изменения Я-концепций участников его экспериментов. Жена одного из испытуемых сказала Милгрэму: «Вы ничем не лучше Эйхманна» (Адольф Эйхманн — комендант одного из фашистских концлагерей). Телекомпания CBS посвятила результатам экспериментов Милгрэма и их обсуждению двухчасовую передачу, в которой роль Милгрэма сыграл Ульям Шатнер, исполнитель главной роли в фильме «Звездный путь» (Star Trek). «Мир зла столь ужасен, что ДО СЕГО времени никто не решался проникнуть в его секреты», — провозгласил «Телегид» (TV Guide), анонсируя ее.