Фроттеуризм. Довольно распространенная парафилия, которая заключается в том, что человек получает сексуальное удовлетворение, когда прижимается к другому человеку или трется о его тело в многолюдном общественном месте. Во время акта фроттеуризма мужчина может достигать возбуждения и оргазма. Чаще всего он включает воспоминания о своих действиях в фантазии при последующих занятиях мастурбацией. Мужчины, которые занимаются фроттеуризмом, имеют много общих характеристик с эксгибиционистами. Их часто мучают ощущения социальной и сексуальной неполноценности. Их краткие, скрытые контакты с незнакомцами в переполненных общественных местах позволяют им в безопасной форме включать других людей в свою сексуальную деятельность. Как и в отношении других парафилий, трудно оценить степень распространенности этого вида принудительной парафилии. В одном из опросов выборки студентов колледжа мужского пола (как сообщалось, вполне типичных и нормальных) было установлено, что 21% респондентов совершили в своей жизни один или несколько актов фроттеуризма (Templeman & Sinnett, 1991). Зоофилия Зоофилия, иногда называемая скотоложеством, включает сексуальный контакт между людьми и животными (American Psychiatric Association, 1994). Вы можете задаться вопросом, почему мы классифицируем зоофилию как принудительную. Ведь такое поведение не предполагает принуждения других людей к действиям, которых они сами стали бы избегать. Однако разумно предположить, что во многих случаях зоофилии вовлеченные животные также являются не добровольными участниками. Поэтому совершаемые над ними действия часто являются и принудительными, и агрессивными. Следовательно, отнесение этой парафилии в категорию принудительных кажется весьма уместным. Зоофилия. Парафилия, при которой человек имеет сексуальный контакт с животными. В выборках исследования Кинси 8% мужчин и почти 4% женщин сообщили, что за свою жизнь имели хотя бы один сексуальный контакт с животными. Частота такого поведения среди мужчин была наиболее высокой среди тех, кто вырос на фермах (17% этих мужчин сообщили о переживании оргазма в результате контакта с животными). Чаще всего акты скотоложества совершаются с телятами, овцами, ослами, крупной домашней птицей (утки и гуси), с собаками и кошками. Мужчины чаще всего имеют контакты с животными, содержащимися на фермах. Они практикуют вагинальные сношения или дают животным орально стимулировать свои гениталии (Hunt, 1974; Kinsey et al., 1948). Женщины чаще имеют контакты с домашними животными. Они дают животным облизывать свои гениталии [Куннилингус, совершаемый животными. — Прим. перев.] или мастурбируют кобеля. Известно несколько случаев, когда взрослые женщины обучали своих собак половым сношениям и регулярно совершали с ними половой акт (Gendel & Bonner, 1988; Kinsey et al., 1953). Сексуальный контакт с животными обычно является транзиторным (временным) опытом молодых людей, которым контакты с традиционными сексуальными партнерами недоступны или запрещены (Money, 1981). Большинство мужчин и женщин подросткового возраста, которые экспериментируют с животными, впоследствии совершают переход ко взрослым сексуальным отношениям с традиционными партнерами. Иногда взрослый может допускать такое отклонение, как «сексуальное приключение» (Tollison & Adams, 1979). Истинная, или нетранзиторная, зоофилия существует только тогда, когда сексуальный контакт с животными предпочитается независимо от того, что доступны ли другие формы сексуального выражения. Такое поведение, которое является весьма редким, вообще свойственно только людям, имеющим глубоко коренящиеся психологические проблемы или искаженное представление о другом поле. Например, мужчина, который имеет патологическую ненависть к женщинам, может пытаться выразить свое презрение к ним, предпочитая выбирать животных в качестве сексуальных партнеров.
В 1974 г. появилась следующая значительная работа того же ряда — второй доклад Римскому клубу, книга М. Месаровича (США) и Э. Пестеля (ФРГ) «Человечество на поворотном пункте». Ее авторы попытались преодолеть недочеты своих предшественников. Процесс моделирования был намного усложнен, главным образом за счет расширения имитационного и игрового инструментария. Чрезвычайно усилился нормативный аспект исследования. В центре внимания авторов оказалась разработка альтернативных нормативно-прогнозных сценариев разрешения назревающих проблем. Одна группа таких сценариев касается различных вариантов помощи развивающимся странам со стороны развитых, имея в виду ликвидацию растущего пока что разрыва между их промышленными потенциалами. Другая группа касается различных вариантов урегулирования отношений между странами — производителями и потребителями нефти. Третья — различных вариантов решения мировой продовольственной проблемы. В отличие от Форрестера-Медоуза с их указанием на угрозу глобальной катастрофы и рекомендацией скорейшего перехода к «нулевому росту» общий вывод работы Месаровича-Пестеля таков: при сохранении существующих тенденций катастрофа ожидается прежде всего в ближайшие десятилетия в регионах, охватывающих развивающиеся страны мира; позднее она скажется и на развитых странах, которые и без того будут испытывать растущие трудности. Рекомендации: возможно скорее перейти не к «нулевому», а к «органическому росту», дифференцировав темпы роста в зависимости от уровня развития страны с увеличением помощи развивающимся странам и с упором на форсирование решения мировой продовольственной и нефтяной проблемы.
Под влиянием результатов этих экспериментов я задумался над ролью ношения униформы. Готовясь к сражениям, воины некоторых племен (подобно фанатичным болельщикам спортивных команд) обезличивают себя, либо раскрашивая лица и тела, либо надевая маски. Правила обращения с пленными после битвы у разных культур разные: одни убивают, мучают или калечат их, другие оставляют в живых. Роберт Уотсон, тщательно изучивший различную антропологическую информацию, пришел к выводу: жестоким обращением с пленными отличаются те культуры, которым присуща деиндивидуализация воинов (Watson, 1973). Облаченные в униформу лос-анджелесские полицейские, избившие Родни Кинга, пришли в ярость от его вызывающего отказа остановить машину. Они действовали в полном согласии, не подозревая о том, что за ними кто-то наблюдает. Забыв о нормах поведения, они оказались во власти ситуации. {Английские футбольные фанаты после учиненного ими погрома, во время которого рухнула стена и погибли 39 человек. (1985 г., Брюссель). По мнению одного журналиста, в течение 8 лет общавшегося с футбольными хулиганами, по отдельности они — вполне симпатичные люди, но когда они собираются вместе — в них вселяется дьявол. (Источник: Buford, 1992)} Можно ли сказать, что физическая анонимность всегда выявляет наши худшие инстинкты? К счастью, нет. Во всех описанных выше ситуациях люди реагировали на откровенно антисоциальные признаки. Роберт Джонсон и Лесли Даунинг отмечают, что костюмы, аналогичные облачению ку-клукс-клановцев, которые носили испытуемые Зимбардо, могли провоцировать враждебность (Johnson & Downing, 1979). В ходе эксперимента, проведенного в Университете штата Джорджия, женщины надевали униформу медсестер, прежде чем решить, какой силы удар током должен получить тот или иной человек. Когда женщины в униформах превращались в анонимов, они становились менее агрессивными в том, что касалось этих ударов, чем когда были известны их имена и профессиональная принадлежность. Из результатов метаанализа 60 исследований деиндивидуализации следует, что человек, становясь анонимом, начинает меньше осознавать себя самого и больше — группу; он также становится более чувствительным к отличительным признакам ситуации, независимо от того, позитивны они (униформа медсестры) или негативны (балахон ку-клукс-клановца) (Postmes & Spears, 1998; Reicher et al., 1995). Оказавшись в ситуации, ассоциирующейся с альтруизмом, «обезличенные» люди жертвуют даже больше денег, чем обычно (Spirvey & Prentice-Dunn, 1990).