Об определенном ограниченном успехе в лечении парафилий сообщали психологи, практикующие когнитивную терапию. Когнитивно-терапевтические подходы базируются на предположении, что большинство психических расстройств являются результатом искажения когниций [Нарушения познавательной способности. — Прим. перев.] человека или его мыслей. Работающие в рамках когнитивных подходов психотерапевты пытаются продемонстрировать своим клиентам связь их нарушений с искаженными или иррациональными мыслями. Затем эти психотерапевты используют разнообразные техники, чтобы помочь больным изменить эти когниции на более адекватные (Johnston et al., 1997). Таким образом, хотя цель терапии заключается в том, чтобы изменить неадекватное парафилическое поведение человека, метод когнитивных терапий состоит в том, чтобы сначала изменить то, что человек думает. Когнитивные терапии. Терапевтические подходы, которые базируются на той предпосылке, что большинство психических расстройств происходит от искажений в когнициях (ментальных представлениях) или мыслях. К сожалению, часто очень трудно изменить искаженные идеи или когниции, которые люди привыкли использовать для оправдания своего парафилического поведения. Кроме сильного желания продолжать свои чрезвычайно приятные занятия большинство людей, склонных к принудительным парафилиям, подчас имеют собственное мнение по поводу своих трудностей. Так, они считают, что проблемы, связанные с их аномальным поведением, происходят от нетерпимости общества к таким видам поведения, а не от их фундаментальной неадекватности. Изменение таких искаженных представлений может оказаться реальной трудностью. Терапии поведения Традиционные модели психотерапии делали основной акцент на выявлении главных причин психических расстройств. И эти причины рассматривались как отклонения от тех причин, которые обусловливают так называемое нормальное поведение. Терапия поведения (бихевиоральная терапия) отступает от этой традиционной концепции. Ее центральный тезис состоит в том, что неадекватное поведение является результатом обучения и что избавиться от него можно путем отучения. Кроме того, принципы, определяющие приобретение аномальных или нетипичных форм поведения, аналогичны тем, которым подчиняется процесс усвоения нормального поведения. Бихевиоральная терапия главным образом основывается на результатах многочисленных лабораторных экспериментов, направленных на разработку различных стратегий переучивания. Эти стратегии предназначены для того, чтобы помочь людям избавиться от неадекватных моделей поведения. Бихевиоральная терапия сосредоточивается на текущих поведенческих стереотипах, которые и становятся источником проблем для того или иного человека. Поэтому терапевты поведения не интересуются ни реструктурированием личности, ни поиском подавленных конфликтов. Чтобы избавить пациента от неадекватных форм поведения, они вводят соответствующие изменения в характер взаимодействия между пациентом и его окружением. Например, человека, который сексуально реагирует на демонстрацию собственных гениталий, можно было бы лечить путем неоднократного предъявления ему аверсивного стимула в сочетании с ситуацией/стимулами, которые провоцируют этот атипичный способ возбуждения. Эта техника, названная аверсивным обусловливанием, является одной из нескольких техник бихевиоральной терапии, которые будут представлены далее. Терапия поведения (бихевиоральная терапия). Терапия, которая базируется на предположении, что неадекватное поведение является результатом обучения и поэтому может быть устранено путем отучения. Аверсивное обусловливание Цель аверсивного обусловливания состоит в том, чтобы заменить положительную реакцию на неадекватную стимульную ситуацию отрицательной (аверсивной). Например, нежелательное сексуальное поведение, такое как занятие мастурбацией при проигрывании в уме эпизодов ранее имевшего место эксгибиционизма, неоднократно сопровождается аверсивным стимулом. Это может быть, к примеру, болезненный, но безопасный для здоровья удар током, или вызывающий тошноту препарат, или очень неприятный запах. Точно так же аверсивный стимул может предъявляться человеку во время просмотра им фотографий или цветных слайдов, изображающих парафилическое поведение.
Как видим, дальнейшая разработка перспективных глобальных проблем идет по линии сужения и углубления исследований с целью получить более конкретные и содержательные рекомендации. В 1977— 1978 гг. вышел пятый доклад Римскому клубу — два тома исследовательской группы под руководством Э. Ласло (США) «Цели человечества». Как явствует из самого названия, внимание авторов сосредоточено здесь почти целиком на нормативной стороне прогнозирования. Первый том состоит из трех частей. В первой рассматриваются региональные аспекты целеполагания по восьми крупнейшим регионам мира. Заслуживает внимания то, что по каждой группе стран руководители исследования стремились привлечь специалистов данного региона, в том числе из Советского Союза и ряда других социалистических стран. Отдельно рассматриваются цели крупнейших международных организаций, многонациональных корпораций и главнейших мировых церквей. Вторая часть посвящена проблемному целеполаганию в области международной безопасности, продовольствия, энергетики и минеральных ресурсов, общего глобального развития. Особое внимание уделяется разрыву между целями различного профиля и уровня. В третьей части развертывается призыв «совершить революцию в деле установления всемирной солидарности для достижения научно установленных глобальных целей». Это, пожалуй, наиболее слабая сторона работы, так как утопичность призывов к «всемирной солидарности» без серьезных социально-политических преобразований не вызывает сомнений. Второй том посвящен детальному изложению хода исследования.
Коллективный опыт ослабляет не только самоосознание, но и связь между поведением и установками. Результаты экспериментов, проведенных Эдом Динером (Diener, 1980), а также Стивеном Прентис-Данном и Рональдом Роджерсом (Prentice-Dunn & Rogers, 1980, 1989), позволяют говорить о том, что не осознающие себя, деиндивидуализированные люди менее сдержанны, менее склонны к самоограничению, более склонны к тому, чтобы действовать, не думая о своих нравственных ценностях, и более активно реагируют на ситуации. Эти данные дополняют и подкрепляют результаты тех экспериментов по самоосознанию, которые были обсуждены в главе 3. Самоосознание диаметрально противоположно деиндивидуализации. Люди, уровень самоосознания которых повышен в результате того, что они оказались, например, перед телекамерой или перед зеркалом, демонстрируют усиленный самоконтроль, а их действия более отчетливо отражают их установки. Пробуя различные сыры, люди выбирают наименее жирные сорта, если дегустация происходит перед зеркалом (Sentyrz & Bushman, 1998). Возможно, диетологам стоит позаботиться о том, чтобы во всех кухнях висели зеркала. Люди, уровень самоосознания которых повышен тем или иным способом, реже обманывают (Beaman et al., 1979; Diener & Wallbom, 1976). To же самое можно сказать и о людях с сильно развитым чувством самостоятельности и независимости (Nadler et al., 1982). У людей, которые либо обладают развитым чувством самоосознания, либо на время становятся такими благодаря тем или иным обстоятельствам, слова, как правило, не расходятся с делами. Кроме того, они становятся и более вдумчивыми, а потому менее склонными отвечать на призывы, противоречащие их нравственным ценностям (Hutton & Baumeister, 1992).