6) афазия моторная эфферентная - нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на другое от инертности речевых стереотипов; 7) афазия динамическая - нарушение последовательной организации речевого высказывания, проявляется в нарушениях планирования речи; характерно нарушением связной устной и письменной активной речи, трудностями актуализации слов, означающих действия. АФОНИЯ - потеря голоса при сохранении целостной речи. Возникает из-за органических или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах). В частности, бывает: при перенапряжении голосовых связок у лекторов; при внезапных и сильных волнениях; при истерии. АФФЕКТ - сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение - эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и как бы сдвинуто к его концу. В его основе лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между влечениями, стремлениями и желаниями, или же противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку (также самому себе), и возможностями их выполнить. Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданных ситуаций. Обладая свойствами доминанты, он тормозит не связанные с ним процессы психические и навязывает некий стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся в ходе эволюции и потому оправданный лишь в типичных условиях. Другая важная регулирующая функция аффекта - в образовании специфического опыта - аффективных следов «комплексов аффективных» - формируемых на основе пережитых аффектов: они могут запускаться без достаточного осознания вызвавших реакцию причин - при столкновении с отдельными элементами породившей аффект ситуации, и предупреждают о возможном ее повторении. Для состояния аффекта характерно сужение сознания, при коем внимание целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными им действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта могут завершиться потерей сознания и полной амнезией. Поскольку аффект предельно ограничивает возможность произвольной регуляции повеления, рекомендации по его преодолению в педагогической и психотерапевтической практике нацелены на предупреждение аффекта путем избегания порождающих его ситуаций, выполнения отвлекающих действий, представления нежелательных его последствий и пр. Устойчивость к вовлечению в состояние аффекта зависит от уровня развития моральной мотивации личности. АФФЕКТ: АККУМУЛЯЦИЯ - процесс продолжительного накопления отрицательных эмоций небольшой силы с последующей разрядкой в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, наступающей без видимых причин. АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на неуспех, неудачу. Характерно или отрицанием самого факта неуспеха, или переложением ответственности за него на других. Может проявляться в повышенной обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивности и негативизме. Это состояние связано с нежеланием установить адекватный контакт с окружающими и является реакцией защитной, позволяющей сохранить завышенный уровень притязаний и избежать осознания своей несостоятельности.
Несколько страниц Разработка приложений к программе (примерный перечень приложений см. ниже)
Мелвин Лернер и его коллеги, проведя ряд экспериментов в университетах города Ватерлоо и штата Кентукки, пришли к следующему выводу: одного лишь наблюдения за тем, как наказывают ни в чем не повинного человека, достаточно, чтобы он начал казаться менее достойным (Lerner & Miller, 1978; Lerner, 1980). Представьте себе, что вы вместе с другими участвуете в одном из экспериментов Лернера, целью которого якобы является изучение восприятия признаков эмоционального состояния (Lerner & Simmons, 1966). Одна из испытуемых (это была помощница экспериментатора) отбирается по жребию для выполнения задания на запоминание. Каждый раз, когда она дает неверный ответ, ее наказывают электрическим током. Вы вместе с другими испытуемыми наблюдаете за ее эмоциональными реакциями. После наблюдения за жертвой, получавшей, конечно же, болезненные удары, вы по просьбе экспериментатора должны оценить ее. Как вы отреагируете? С сочувствием и состраданием? Вполне возможно. Как писал Ральф Уолдо Эмерсон, «мученика нельзя опорочить». Однако результаты экспериментов Лернера говорят о том, что это не так и что мученика, оказывается, можно опорочить. Если наблюдатели бессильны изменить участь жертвы, они нередко отвергают и принижают ее. Римский сатирик Ювенал предвосхитил эти результаты: «Римская чернь полагается на Фортуну... и ненавидит тех, кто был осужден». (— Никакой справедливости в мире нет!