— В 65% убийств и в 55% домашних драк и случаев насилия преступник или жертва (или оба) находились в состоянии алкогольного опьянения (American Psychological Association, 1993). — Как правило, если после специального лечения мужья-алкоголики, избивавшие своих жен, перестают злоупотреблять спиртным, они также становятся и менее агрессивными (Murphy & O'Farrell, 1996). Алкоголь усиливает агрессивность, потому что люди перестают анализировать свои поступки и утрачивают способность предвидеть их последствия (Hull & Bond, 1986; Ito et al., 1996; Steele & Southwick, 1985). Алкоголь лишает людей индивидуальности и выводит из строя «сдерживающие центры». Агрессивность коррелирует и с содержанием в крови мужского полового гормона тестостерона. Хотя влияние этого гормона значительно сильнее проявляется у низших животных, чем у человека, лекарственные препараты, снижающие уровень тестостерона в крови склонных к насилию мужчин, способны снизить и уровень их агрессивности. Мужчины с очень высоким содержанием тестостерона в крови несколько более нервозно реагируют на сигналы электронных пейджеров (Dabbs et al., 1998). Они также более импульсивны и раздражительны и хуже справляются с фрустрацией (Harris 1999).
Так же, как и в любом социологическом исследовании, объект прогнозной разработки — это носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенного в процесс научного познания. Объект исследования выделяют на основе анализа проблемы. В качестве объекта выбирают сферу социальной действительности, которая содержит то или иное противоречие, выражающееся в проблемной ситуации. В программе исследования объект уточняют через определение генеральной и выборочной совокупностей, чем одновременно задается масштаб самого исследования, границы той области социальной жизни, по отношению к которой применимы результаты, полученные в ходе исследования. 2. Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, которое характеризуется неустойчивостью несоответствием функционирования объекта потребностям его дальнейшего развития. Проблемная ситуация — исходный пункт любого социального, в частности прогнозного, исследования.
ВНУШАЕМОСТЬ - мера или степень восприимчивости к внушению, - повышенная податливость по отношению к побуждениям, спровоцированных другими людьми, определяемая и ограничиваемая рядом факторов, в основном субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Некритичное принятие чужой точки зрения и готовность подчиниться (повиноваться), когда человек изменяет свое поведение в соответствии с прямым указанием законного авторитета. Склонность заражаться чужими настроениями и перенимать чужие привычки. Характеристика индивида, зависящая от ситуативных и личностных факторов. Нормальное свойство человеческой психики, но при чрезмерности может дезорганизовать поведение и расценивается как отрицательное качество. Противоположное свойство - критичность. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности (-> комплекс), покорность, робость, стеснительности; доверчивость, тревожность, экстравертированность (-> экстраверсия, интроверсия), повышенная эмоциональность, впечатлительность, относительно низкий уровнем развития интеллектуального, слабость мышления логического, медленный темп деятельности психической. При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответственного характера (черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе). Выделяются такие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости: 1) психофизическое состояние субъекта - при покое и релаксации внушаемость возрастает, как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, заболевании, стрессе; максимальная внушаемость наблюдается в гипнозе; 2) низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности; малая степень его значимости для личности; 3) дефицит времени для принятия решения. Внушаемость под влиянием «давления группового» (-> конформность) зависит от уровня развития группового. Экспериментально показано, что субъекты, характеризуемые по тестам внушаемости как внушаемые, в коллективе - в результате опосредования отношений межличностных целями и ценностями деятельности совместной - оказываются способными осуществить коллективное самоопределение - противостоять внушаемости. Современная психология рассматривает внушаемость как неоднородное явление. Она по-разному обнаруживает себя в различных сферах личности, применительно некоего содержания и вида деятельности. Каждый человек в определенных ситуациях в какой-то мере может оказаться внушаемым. С помощью анализа факторного выявлено два типа внушаемости: 1) внушаемость первичная - лежит в основе восприимчивости к автосуггестии (-> самовнушение), гипнозу; 2) внушаемость вторичная - связана с отношениями подчинения, их мотивацией и низкой самооценкой субъекта. ВНУШЕНИЕ (суггестия) - целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на сферу психическую человека, ориентированный на специфическое программирование человека и на осуществление им внушаемого содержания. Связано со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также с отсутствием целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Содержанию сознания, усвоенному внушением, в дальнейшем присущ навязчивый характер; оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, являя собой совокупность «установок внушенных». Внушение - компонента обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению. Реализуется в форме гетеросуггестии и автосуггестии. Внушение, производимое группой, - один из факторов конформности. Достигается средствами вербальными - словами, интонацией, и невербальными мимикой, жестами, действиями (другого человека, внешней обстановки). Механизм внушения широко применяется религией для воздействия на верующих. По методам реализации внушения подразделяются на внушения прямые (императивные), внушения косвенные, а также на внушения преднамеренные и непреднамеренные. Внушение прямое преднамеренное заключается в использовании суггестором специальных «словесных формул», кои внедряются в сферу психическую суггеренда и становятся активными элементами его сознания и поведения. Содержание внушения косвенного включается в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью его усвоения. Внушение косвенное может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным. По критерию состояния суггеренда различаются: 1) внушение в бодрствующем состоянии .(=> бодрствование);