Опросы Сбор информации, касающейся сексуальных установок и форм поведения у относительно больших групп людей с помощью вопросников или интервью. Относительно дешевый и быстрый метод сбора больших объемов данных. Позволяет собирать информацию у большего числа людей, чем это возможно в лабораторных условиях или при исследовании конкретных случаев Отказы от участия в опросе. Демографические искажения. Недостоверность информации. Непосредственное наблюдение Исследователи наблюдают и регистрируют реакции участников исследований. Практически устраняет возможность фальсификации данных. Записи поведения могут храниться в течение неограниченного времени на видеокассетах или кинопленке. На поведение испытуемых может оказывать влияние присутствие наблюдателя(ей), или же искусственный характер обстановки, в которой производятся наблюдения. Экспериментальный метод Участникам эксперимента предъявляются определенные события (стимулы) в контролируемых условиях, позволяющих производи
[...]
Основы маркетинга 81
Исследование конкретных случаев Метод исследования конкретных случаев (Case Study) используется для изучения либо отдельного испытуемого, либо небольшого числа испытуемых. Каждый из участников эксперимента изучается индивидуально и на глубинном уровне независимо от других. Сбор данных осуществляется различными способами, включая непосредственное наблюдение, анкетирование, тестирование и даже экспериментальные методы. Исследование конкретных случаев. Метод изучения отдельных индивидов или небольших групп людей, когда каждый испытуемый изучается индивидуально и на глубинном уровне. Участниками подобных исследований часто становятся лица, ведущие себя нетипичным образом либо страдающие физическими или эмоциональными расстройствами. Так, источником значительной части известной нам информации по проблемам сексуального реагирования являются исследования конкретных случаев людей, обращающихся с целью лечения. В частности, это могут быть проблемы расстройств эрекции у мужчин и от
[...]
Основы маркетинга 82
Метод исследования конкретных случаев также был использован для проверки распространенного утверждения о том, что алкоголь повышает сексуальную восприимчивость и удовольствие от секса. На самом же деле данные, полученные в ряде исследований на эту тему, говорят как раз об обратном. По крайней мере это действительно по отношению к хроническим алкоголикам. Изучение конкретных примеров свидетельствует о понижении сексуальной возбудимости и о снижении сексуального интереса в результате употребления алкоголя. Хотя, возможно, данный эффект вызван ухудшением общего физического состояния, которым сопровождается длительное и активное употребление алкоголя. Использование метода исследования конкретных случаев имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является гибкость в применении различных процедур сбора данных. Хотя данный метод предоставляет мало возможностей для контроля со стороны исследователя, он имеет открытый характер. Эта особенность метода часто дает возможность изучить
[...]
Основы маркетинга 83
Хотя методы проведения письменных и устных опросов несколько различаются, их задачи одинаковы. В каждом случае исследуется относительно небольшая группа, называемая опросной выборкой. Цель исследования — высказать предположения или сделать окончательные выводы, обобщив результаты и распространив их на гораздо более широкую группу людей, обладающих определенными характеристиками. Такая группа называется целевой популяцией. В качестве примеров целевых популяций можно назвать состоящих в браке взрослых людей или подростков — учащихся старших классов. Формирование выборки Вопросы, задаваемые сексологами, часто касаются популяций, которые слишком велики для того, чтобы опросить всех их членов. Например, вы захотели собрать информацию о сексуальных практиках пожилых американских супружеских пар. Тогда ваша популяция будет включать все супружеские пары, живущие в США, возраст членов которых превышает определенную цифру, скажем, 65. Очевидно, что невозможно будет опросить каждого предст
[...]
Основы маркетинга 84
Другой тип выборки, произвольная выборка, формируется из более широкой популяции путем произвольного распределения. Произвольная выборка может как совпадать, так и не совпадать с репрезентативной выборкой. Допустим, что вы специалист в области социальных наук, работающий на факультете крупного городского университета. Студенческий, аспирантский и преподавательский состав этого университета придерживается свободных социально-политических взглядов. Вы хотите провести опрос с целью получения более свежей информации, касающейся так называемой «качки» («swinging») (договорной формы внебрачных сексуальных отношений, практикуемой супружескими парами). Удобно было бы выбрать в качестве опрашиваемых супружеские пары, которые учатся или работают в вашем университете. Вы получаете список всех состоящих в браке студентов и преподавателей вашего университета (насчитывающий несколько тысяч человек) и произвольно формируете выборку из этой группы. Произвольная выборка. Произвольным образом отобра
[...]
Основы маркетинга 85
С другой стороны, интервью по сравнению с вопросниками обладает рядом преимуществ. Во-первых, формат интервью более гибок. Интервьюер, к примеру, может прояснить не вполне понятные отвечающим вопросы. Кроме того, у проводящего опрос есть возможность изменить порядок вопросов в соответствии с особенностями того или иного респондента. И наконец, высококвалифицированный интервьюер может установить тесный контакт с опрашиваемым лицом. Возникающее в результате чувство доверия способно побудить респондента давать более откровенные и информативные ответы по сравнению с письменно заполняемыми вопросниками. Некоторые исследователи сексуальности обнаружили, что наиболее эффективным методом опроса является сочетание очных интервью с письменными вопросниками. Первые помогают установить тесный контакт и доверительные отношения с опрашиваемым лицом. Вторые помогают получить наиболее деликатную информацию (Laumann et al., 1994; Siegel et al., 1994). <Задайте себе вопрос. Предположим, вы являетесь
[...]
Основы маркетинга 86
Самовыбор. Искажение, вносимое в опросное исследование в результате фактора добровольного участия. Другой проблемой, влияющей на результаты исследований сексуальности, являются демографические искажения. Источником большей части данных сексологических исследований в США обычно являются белые представители среднего класса, добровольно участвующие в опросах. Как правило, непропорционально большую часть выборки составляют студенты колледжей и образованные служащие. Демографическое искажение. Тип искажений выборки, заключающийся в том, что определенный сегмент общества (как, например, белые представители среднего класса или служащие) представлен в опросной выборке непропорционально. Насколько серьезное влияние оказывают неответы и демографические искажения на результаты сексологических исследований? Сказать точно мы не можем. Отдельные слои общества, включая малообразованные слои населения, а также представителей этнических и расовых меньшинств, как правило, представлены в опросн
[...]
Основы маркетинга 87
Экспериментатор должен быть достаточно информативным и деликатным, чтобы после эксперимента мнение людей о самих себе как минимум не стало хуже того, которое было до эксперимента. А еще лучше отблагодарить участников эксперимента, например рассказать им что-нибудь о природе психологического исследования. При уважительном отношении лишь немногие участники экспериментов возражают против того, чтобы их обманывали (Epley & Huff, 1998; Kimmel, 1998). У защитников социальной психологии есть все основания говорить о том, что профессора, устраивающие экзамены и переэкзаменовки, нервируют и огорчают своих студентов значительно сильнее, чем нынешние исследователи — участников своих экспериментов. Обобщение и практическое использование результатов лабораторных исследований Как показывает изучение влияния на детей «телевизионной жестокости», социальная психология сочетает повседневную практику и лабораторный анализ. Примеры аналогичного подхода вы найдете во всех главах этой книги: приведен
[...]
Основы маркетинга 88
Однако в том, что касается обобщения результатов лабораторных исследований и их переноса в жизнь, следует проявлять осторожность. Хотя в лаборатории и проявляются базовые движущие силы человеческого существования, тем не менее в ней работают с упрощенной и контролируемой моделью реальности. Лабораторные исследования говорят нам о том, что можно ожидать от изменения параметра X при условии, что все остальные параметры остаются неизменными, но в реальной жизни такого никогда не бывает. Более того, как вы сами увидите, участниками многих экспериментов становятся студенты колледжей. Хоть это и может помочь вам идентифицировать себя с ними, вряд ли студентов колледжей можно назвать случайной выборкой всего человечества. Получили бы мы те же самые результаты, если бы привлекли к участию в эксперименте людей другого возраста, более (или менее) образованных и принадлежащих к другим культурам? Этот вопрос постоянно остается открытым. Тем не менее мы можем провести границу между содержанием
[...]
Основы маркетинга 89
Мы можем вести себя по-разному, но на наше поведение влияют одни и те же социальные силы. Выводы Обобщая результаты своих исследований в соответствии с выдвинутыми идеями, социальные психологи создают теории. Хорошая теория превращает множество различных фактов в значительно более короткий перечень прогностических принципов. Мы можем использовать их для подтверждения или модифицирования теории, для проведения нового исследования и выдачи практических рекомендаций. Большинство исследований в социальной психологии — это либо корреляционные исследования, либо экспериментальные. Корреляционные исследования, для проведения которых иногда используются методы систематических опросов, выявляют связь между переменными, например связь между образовательным уровнем и уровнем дохода. Знать, что между двумя параметрами существует естественная связь, полезно, однако такая связь редко позволяет сделать вывод о том, что является причиной, а что — следствием.