Оксана: Конечно. Например, мы у него спрашивали: «Какого цвета твои туфли?». И никакой реакции. Ведущий: Вы задавали слишком простой вопрос. Часть информации хранится непосредственно в сознании человека. Ее нет необходимости искать. В этом случае отсутствуют движения глаз. Вам можно усложнить вопрос и спросить, например: «Какого цвета обувь была у вас, Владимир, на выпускном школьном вечере?». (Ведущий поворачивается к Владимиру). Ну вот, вы обратили внимание, его глаза сделали движение вправо вверх? Оксана: Да, я видела. Анна: В нашей груп
[...]
Удачный маркетинговый ход 71
На основе уже усвоенного материала можно потренировать глазодвигательные реакции ребенка. Сделать их более быстрыми и уменьшить амплитуду. Это, правда, требует определенного мастерства от тренера, так как предполагает то, что называется «присоединением к глазодвигательным реакциям» человека. О присоединении мы поговорим с вами позже. Здесь же я лишь замечу, что такой тренинг порой дает очень хороший результат. Скорость протекания мыслительных процессов у ребенка увеличивается. Причем со временем происходит постоянное нарастание скорости мышления. По
[...]
Удачный маркетинговый ход 72
Ведь если вы ведете себя в ситуации определенным образом, то это означает, что вы и воспринимаете ситуацию определенным образом. Воспринимай вы ее иначе, вы и поступали бы по другому. Через нормирование поведения культура задает способ отражения окружающего мира. Из огромного количества стимулов действующих на наши органы чувств каждую минуту, мы осознаем лишь очень ограниченный набор. Есть в психологии такой феномен, как объем внимания — это число элементов, ясно осознаваемых в тот или иной момент восприятия. Так вот то, что будет осознаваться, дик
[...]
Удачный маркетинговый ход 73
Е Principle of specificity
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в к
[...]
Удачный маркетинговый ход 74
F Principe de particularite у roper a 1'objet de prevision
Точность межличностной перцепции. Этот вопрос связан с решением более общей теоретико-методологической проблемы: что вообще означает «точность» восприятия социальных объектов. При восприятии физических объектов мы можем проверить точность восприятия, сопоставив его результаты с объективной фиксацией, измерением некоторых качеств и свойств объектов. В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют метод
[...]
Удачный маркетинговый ход 75
Необходимость учета специфики природы объекта прогнозирования в процессе его анализа.
Тем не менее и тесты, и экспертные оценки в определенных случаях принимаются в качестве внешнего критерия, хотя их применение не снимает основной трудности. Эта трудность — отсутствие возможности проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик — заставляет искать иные подходы к самому пониманию проблемы и путям ее решения. Один из таких путей — осмысление всей совокупности «помех», стоящих на пути м
[...]
Удачный маркетинговый ход 76
77
Довольно давно в социальной психологии родилась заманчивая идея отыскать средства развития перцептивных способностей различных людей. Целый ряд экспериментов был поставлен для того, чтобы выявить, обладает ли определенной стабильностью способность отдельных индивидов «читать» характеристики других людей. Эти эксперименты не дали однозначного ответа на вопрос: примерно в 50% случаев такая стабильность была зафиксирована, а в других 50% случаев ее не удалось выявить. Такие же противоречивые результаты были получены и относительно того, можно
[...]
Удачный маркетинговый ход 77
Принцип оптимизации объекта прогнозирования
Другой прием, применяемый, в частности, в видеотренинге, состоит в том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Особое значение при этом имеет набор понятий, категорий, при помощи которых даются самим субъектом и другими людьми его описания. Это сближение собственных и чужих представлений о себе также в определенной степени служит повышению точности восприятия. Однако в этой связи встает принципиально важный вопрос относительно того
[...]
Удачный маркетинговый ход 78
D Optimierungsprinzip des Prognosenobjektes
Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении. Исследование аттракции в социальной психологии — сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений.
[...]
Удачный маркетинговый ход 79
E Principle of optimisation de robjet de prevision Необходимость оптимизации при описании с точки зрения размерности или шкал измерения характеристик объекта прогнозирования в соответствии с заданием на прогноз.
Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выя
[...]