Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида. Через ближайшее окружение, прежде всего через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специф
[...]
Товары и услуги современной экономики 21
F Analyse du fonde pronosdque (de prevision) Анализ совокупности внешних объектов и воздействий, влияющих на развитие объекта прогнозирования и условия осуществления прогнозов.
Несмотря на многочисленные противоречия и споры относительно содержания национального характера, в конкретных исследованиях обычно наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального характера у отдельных национальных групп (храбрость, трудолюбие, сдержанность и пр.). Что же касается сущности и природы национального характера, то здесь возникае
[...]
Товары и услуги современной экономики 22
III. Аппарат прогнозирования
Это особенно важно, коль скоро при исследовании способностей употребляется такой инструментарий, как тесты. Как справедливо отмечают многие авторы, всякий тест не может по своей сущности учитывать специфику различных культур, в условиях которых он применяется. Отсюда возможность занижения результатов тестовых испытаний, которая оказывается лишь результатом неадаптированное™ теста к специфическим условиям данной культуры. Все это также может дать основание для националистических спекуляций. Общепризнано, что тесты
[...]
Товары и услуги современной экономики 23
1. Фактографические методы
складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если эти отношения в прошлом носили враждебный характер, такая же окраска переносится и на каждого вновь встреченного представителя этой группы, чем и задается негативная установка. Образ, построенный в соответствии с этой установкой, дает этнический стереотип. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтническог
[...]
Товары и услуги современной экономики 24
87
В частности, важной характеристикой психологии этнических групп, устанавливаемой социальной психологией, является относительность психологических различий между группами (Кон, 1970). В одном из исследований Института Гэллапа жители 12 городов различных стран были опрошены об их предпочтениях относительно ряда объектов: высота культурного уровня, лучшая кухня, самые красивые женщины, уровень развития национальной гордости. Фиксировался уровень обыденного сознания, распространенность стереотипов относительно других национальностей. По вопрос
[...]
Товары и услуги современной экономики 25
Фактографический метод прогнозирования
Этнопсихология накопила достаточно большой и интересный материал относительно особенностей психологического склада и поведения людей, обусловленных их этнической принадлежностью. Однако уже на довольно ранних этапах исследований было установлено, что круг признаков, позволяющих одной этнической группе отличить себя от других, тем определеннее, чем меньшая этническая общность берется в качестве предмета исследования. Особенно хорошо этот материал «поддавался» исследованию в том случае, когда брались наиме
[...]
Товары и услуги современной экономики 26
Поэтому задача, которая стоит перед социальной психологией, перед этнопсихологией, весьма сложна. Политическая острота проблемы в современном мире заставляет решать эти вопросы с особой корректностью. Принцип равенства наций, характерный для политической программы демократических государств, не означает признания «одинаковости» наций. Следовательно, выявление национальных особенностей, в том числе различий в психическом складе, остается актуальной задачей. Эти особенности не могут быть абсолютизированы и должны рассматриваться как производные от опр
[...]
Товары и услуги современной экономики 27
Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.
E Factographic method of forecasting
Намного выше, чем Эльбрус. Они спокойны и упрямы, И добродетельна их месть. Для них лишь те достойны рамок, Кто в эти рамки может влезть. В предыдущих главах я довольно подробно обосновал концепцию поисковой активности (созданную всего лишь 25 лет назад и потому все еще воспринимаемую научным сообществом в качестве новой и ориги
[...]
Товары и услуги современной экономики 28
Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987. Кон И. Национальный характер. Миф или реальность? «Иностранная литература», 1970, С. 3. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в трудах зарубежных авторов. М., 1970.
F Methode factographique de prfevision (de la prospective)
Лет 15 назад у меня возникла дискуссия с видным немецким психиатром и философом, основателем движения "Динамическая психиатрия" Г. Аммоном. Аммон развивал представления о двух типах агрессивности: дест
[...]
Товары и услуги современной экономики 29
Московией С. Общество и теория в социальной психологии. Пер. с фр. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Социальная психология. М; 1975.. Социальная психология классов. М., 1985.
Метод прогнозирования, базирующийся на фактографической информации.
В позолоченной клетке, красивой и прочной, Построенной нами нарочно, чтоб ею гордиться. И нам в ней уютно, пока Неловкая чья-то рука не высыпет мимо любимые спелые зерна. Тогда мы нередко Ломаем клетку И строим другую, Такую, <
[...]