Такая сетка полезна и нужна, но проблема заключается в том, чтобы четко понять ее функции, не сводить к простой констатации, своеобразной «подгонке» под эту сетку реальные процессы, протекающие в группах. Для того чтобы сделать следующий шаг по пути анализа, необходимо теперь дать классификацию групп, которые являются предметом рассмотрения в рамках социальной психологии. Классификация групп. В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных
[...]
Товары и услуги современной экономики 2
отношению к которым весьма условен), другие же — организованные, длительно существующие группы, — подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы
[...]
Товары и услуги современной экономики 3
Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967.
E Subject of analysis
II. Межполушарная асимметрия и особенности вербально-логического и образного мышления Поведение и расщепленный мозг Разные формы отношений между сознательным и бессознательным Мозг и две стратегии мышления: парадоксы и гипотез
[...]
Товары и услуги современной экономики 4
Московией С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты... М., 1984. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. Л., 1979. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
F Analyse de 1'objel de provision Организация, исследовательская группа или специалист, осуществляющие анализ объекта прогнозирования.
Межполушарная асимметрия и сновидения Особенности образного мышления Функциональная асимметрия мозга и речь Два полушария и
[...]
Товары и услуги современной экономики 5
Шерковин Ю.А. Понятие группы в марксистской социальной психологии // Социальная психология. Под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М., 1975. Глава 9 ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
83
Парадоксы творчества III. Психотерапия и тайны человеческой психики в норме и патологии Мозг и мышление: "Я" защищает "Я" (о психологической защите) Психологические проблемы психотерапии Слабость образного мышления: проявления и последствия Восстановление образного мышления Гипноз - мост к непознанному Самовосприятие ("обр
[...]
Товары и услуги современной экономики 6
БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП Содержание и структура психологии большой социальной группы. Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей (прежде всего здесь имеются в виду исследования больших организованных, устойчивых социальных групп). Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что
[...]
Товары и услуги современной экономики 7
не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема, поскольку «содержание социально значимых черт человеческой психики формируется именно на макросоциальном уровне» (Дилигенский, 1971). Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного
[...]
Товары и услуги современной экономики 8
Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфиче
[...]
Товары и услуги современной экономики 9
Посредствующим звеном между экономическим развитием и историей культуры в широком смысле этого слова являются обусловленные социально-экономическим развитием изменения в психологии людей. Эти изменения очевидны прежде всего не как индивидуальные изменения в установках, взглядах, интересах каждой отдельной личности, но именно как изменения, характерные для больших групп. Влияние сходных условий существования группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями: а) через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально
[...]
Товары и услуги современной экономики 10
Третья проблема, которая была поставлена выше, — это проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности. Известный ответ на этот вопрос содержится у Л.С. Выготского в его рассуждениях о соотношении «социальной» и «коллективной» психологии. Как известно, термином «социал
[...]