Если у людей нет возможности оказать ответную услугу, им может быть неловко принимать помощь, и они могут бояться делать это. Именно поэтому гордые люди с развитым чувством собственного достоинства нередко не спешат обращаться за помощью (Nadler & Fisher, 1986). Когда человек вынужден принимать услугу, на которую не может адекватно ответить, страдает его самооценка (Schneider et al., 1996; Shell & Eisenberg, 1992). Результаты исследований свидетельствуют: такое нередко происходит с теми, кто пользуется благами программы позитивных действий, особенно если человек некомпетентен и не может рассчитывать на профессиональный успех в будущем (Pratkanis & Turner, 1996). Норма социальной ответственности Норма взаимности напоминает нам о том, что в социальных отношениях необходим баланс между «отдаю» и «получаю». Но если бы норма взаимности была единственной нормой, действующей в социальных отношениях, Элизабет Вебер не стала бы поддерживать переписку с родителями своих покойных друзей, а самаритянин не был бы добрым. В этой притче Иисус явно имел в виду некий более глубокий гуманизм, нечто такое, что недвусмысленно выражено в другой его проповеди: «Если вы любите тех, кто любит вас [норма взаимности], какое право вы имеете ставить это себе в заслугу? Говорю вам: любите врагов своих» (Мф. 5:46, 44).
В реальной жизни общества социальные проблемы обычно образуют систему иерархического характера. Одна или несколько проблем занимают на этом «дереве» «коренное» или, точнее, «ключевое» положение (коль скоро их решение открывает дорогу для решения других проблем), еще несколько проблем являются как бы «субключевыми», производными первого порядка («ствол дерева»), затем следуют более многочисленные производные второго порядка («ветви дерева»), еще более многочисленные — производные третьего, четвертого и т.д. порядков («сучья дерева», «листья дерева» и пр.). При этом производные здесь принимаются не как логически проистекающие одна из другой, порождающие одна другую, а как последовательно получающие возможность разрешения по мере успешного решения предыдущей. «Дерево социальных проблем» имеет три стороны:
МАНИПУЛИРОВАНИЕ - у животных - проявления двигательной активности, охватывающие все формы активного перемещения животными компонент среды в пространстве, в противоположность локомоции - перемещению самих животных в пространстве. У высших животных производится преимущественно с помощью ротового аппарата и передних конечностей: обследование предметов, питание, защита, конструктивные действия и пр. Манипулирование и манипуляционное решение задач дают особенно глубокие, разнообразные и существенные для психического развития сведения о предметных компонентах среды и происходящих в ней процессах. В ходе эволюции прогрессивное развитие манипулирование играло решающую роль в развитии познавательных способностей животных и легло в основу формирования их интеллекта. У ископаемых приматов - предков человека - манипулирование, особенно «биологически нейтральными» предметами, стало основой зарождения деятельности трудовой. МАСКИРОВКА - процесс и результат действия, предназначенного сделать кого-либо или что-либо незаметным, невидимым для кого-либо. МАСКИРОВКА ЗРИТЕЛЬНАЯ - ухудшение распознания признаков стимула (актуально воспринимаемого предмета) при предъявлении другого стимула, могущего: 1) действовать одновременно с основным (маскировка симультанная); 2) предшествовать ему (маскировка прямая); 3) следовать за ним (маскировка обратная). МАСКУЛИННОСТЬ - комплекс психологических и характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. К ним относятся сила, твердость, решительность, жестокость и пр. МАСКУЛИННОСТЬ (маскулинность и фемининность) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых.