— целесообразность есть необходимая, но недостаточная предпосылка целеполагания. Необходима еще целенаправленность деятельности с точки зрения объективных условий ее развития и целеустремленность самого субъекта деятельности; — процесс целеобразования (выработки целевого решения) осуществляется путем признания и осознания соответствующей потребности, а также целей и путей ее удовлетворения;
«Он (она) может умереть, и вы лишитесь друга. Вы больше никогда не сможете поговорить с ним. Но может произойти и нечто более страшное: он будет умирать медленно. И каждую минуту вы будете думать о том, что это, возможно, последний миг в его жизни. В течение многих месяцев вам придется заставлять себя улыбаться, хотя ваше сердце будет разрываться от горя. Он будет медленно угасать на ваших глазах, и это будет продолжаться до тех пор, пока жизнь окончательно не покинет его и вы не останетесь в одиночестве. Текст, который слушала вторая группа испытуемых, заставлял думать о больном: Он прикован к постели и проводит дни в бесконечном ожидании. Он все время ждет, что что-то должно произойти. А что именно — он не знает. Он говорит вам, что самое тяжелое — это неизвестность.» Исследователи пишут: хотя все испытуемые, независимо от того, какой текст они слушали, были глубоко тронуты, никто из них не выразил ни малейшего сожаления по поводу того, что согласился принять участие в эксперименте (исключение составили лишь несколько человек из контрольной группы, которые слушали совершенно неинтересный текст). Повлияло ли настроение участников эксперимента на их готовность оказывать помощь? Когда сразу же после окончания эксперимента им было предложено на условиях анонимности помочь одной аспирантке в проведении исследований, дали согласие 25% слушателей первого текста и 83% тех, кто слушал второй текст. Испытуемые в обеих группах были одинаково тронуты услышанным, но лишь те, чье внимание было сосредоточено на другом человеке, посчитали, что оказание помощи принесет им облегчение. Короче говоря, плохое настроение стимулирует добрые дела только у тех людей, чье внимание сосредоточено на других, т. е. у тех, кто считает заботу о других вознаграждающим чувством (Barnett et al., 1980; McMillen et al., 1977). Если люди, пребывающие в плохом настроении, не поглощены полностью мыслями о собственной депрессии или о собственном горе, они обычно чутки и склонны к оказанию помощи.
МЕХАНИЗМ ОСВОЕНИЯ РОЛИ (механизм принятия и освоения социальных ролей) - во многом сходен с механизмом идентификации, но отличается значительно большей обобщенностью, часто - отсутствием персонализации осваиваемого эталона. Описывается с помощью понятий позиции социальной и роли социальной. Эти понятия полезны тем, что позволяют структурно расчленить среду социальную и, не прибегая к реально действующему субъекту, описать некую заданную нормативную систему действий, кои он должен выполнить; отношений, в кои он должен вступить; и стиль поведения, который он должен освоить. После этого первого шага анализа можно перейти к рассмотрению того, как эта нормативная система усваивается человеком, интериоризуется в нем, какие психологические явления здесь возникают. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения - «горячие точки» в жизни личности. Нередко о позициях или ролях мечтают - в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть при этом. Подобные переживания отражают весьма важный психологический момент - стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе человек нередко срастается с ролью, она становится частью его личности. Потеря привычной роли переживается как утрата части своей личности. Близки к этому ситуации временного «обезроливания» - например, при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях. МЕХАНИЗМ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЦЕЛИ (механизм превращения цели в мотив) -> механизм сдвига мотива. МЕХАНИЗМ ПУСКОВОЙ ВРОЖДЕННЫЙ - чтобы поведение инстинктивное могло проявиться, нужна не только внешняя стимулирующая ситуация, но и определенные внутренние факторы в форме потребностей или мотиваций. В результате такого сочетания создается впечатление, будто животное специфически реагирует на какую-то определенную ситуацию в определенный момент. Такое соответствие между типом раздражения и типом реакции навело на мысль о существовании какого-то механизма, способного решать, какую именно из свойственных животному форм поведения следует запускать в конкретном случае. Этот механизм, присущий данному виду и встроенный в мозг, и получил название механизма пускового врожденного. Считается, что подобного рода механизмы в большинстве случаев управляют поведением очень многих видов. МЕХАНИЗМ СДВИГА МОТИВА (механизм сдвига мотива на цель; механизм превращения цели в мотив) - механизм образования мотивов, намеченный в теории деятельности. Суть его - в том, что цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем обретает самостоятельную побудительную силу - сама становится мотивом. Нужно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только, если накапливаются положительные эмоции. Так, одними наказаниями и принуждением привить интерес к делу невозможно. Предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Должен пройти длительный период накопления положительных эмоций - своеобразных мостиков, связывающих предмет с системой существующих мотивов, пока новый мотив не будет включен в эту систему. Процесс сдвига мотива подчиняется общему правилу: тот предмет, идея, цель, который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Так происходит сдвиг мотива на цель, иначе говоря, цель обретает статус мотива.