В отличие от ситуационных факторов и настроения личностные качества не являются детерминантами альтруизма: данные, полученные при проведении личностного тестирования, имеют слабые прогностические возможности при определении склонности к альтруизму. Однако результаты последних исследований свидетельствуют о том, что одни люди регулярно демонстрируют большую отзывчивость, чем другие, и что влияние гендера или личностных качеств может зависеть от ситуации. Религиозность прогнозирует долгосрочный альтруизм, который проявляется в безвозмездном участии в различных социальных мероприятиях и программах и в финансовых пожертвованиях. Кому мы помогаем? К кому мы в первую очередь спешим на помощь? Имеет ли значение пол попавшего в беду человека? Его расовая принадлежность? Или, может, наша помощь зависит от того, что именно случилось? Говоря о норме социальной ответственности, мы отмечали, что существует тенденция помогать тем, кто более всего нуждается в поддержке и заслуживает ее. Вспомните, что в экспериментах, проводившихся в вагонах подземки, пассажиры быстрее помогали «жертвам», которые держали в руках не бутылки со спиртным, а трости. Покупатели бакалейных магазинов с большей готовностью разменяют деньги женщине, которая хочет купить молоко, а не той, которая покупает тесто для печенья (Bickman & Kamzan, 1973).
3. Построение «дерева социальных целей»
.Кора мозга головного разделяется на ряд областей: например, в наиболее распространенной классификации цитоархитектонических формаций К. Бродмана в коре человека выделено 11 областей и 52 поля. На базе данных филогенеза выделяется новая кора, или неокортекс; старая, или архикортекс; и древняя, или палеокортекс. По функциональным критериям выделяются три типа областей: зоны сенсорные, обеспечивающие прием и анализ афферентных сигналов, идущих от специфических релейных ядер таламуса; зоны моторные, имеющие двусторонние внутрикорковые связи со всеми сенсорными областями для взаимодействия зон сенсорных и моторных; и зоны ассоциативные, не имеющие прямые афферентные или эфферентные связей с периферией, но связанные с зонами сенсорными и моторными. МОЗГ ГОЛОВНОЙ: ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПОРАЖЕНИЙ ЛОКАЛЬНЫХ -> психофизиология поражений локальных мозга головного. МОЗГ ГОЛОВНОЙ: ФУНКЦИЯ: ЛАТЕРАЛИЗАЦИЯ (литерализация функций головного мозга) - процесс перераспределения функций психических между левым и правым полушариями мозга головного, происходящий в онтогенезе. Для человека характерно, что специализация полушарий идет вплоть до 14-16 лет. До 12 лет еще не происходит разделения функций доминантного и субдоминантного полушарий, поэтому при поражении полушария левого не происходит нарушений деятельности речевой. Специализация полушарий носит достаточно дифференцированный характер, поэтому возможно различное соотношение доминантностей полушарий относительно речи, слуха, зрения, праворукости или леворукости. При этом доминантность руки не связана прямо, например, с доминированием речевых центров. МОЗГ ДРЕВНИЙ (мозг рептильный) - группа нервных структур, образующая «нижний этаж» человеческого мозга; соответствует первому этапу развития мозга головного в филогенезе вплоть до рептилий. МОЗГ ПРОДОЛГОВАТЫЙ - продолжение мозга спинного в полости черепа. МОЗГ СПИННОЙ - делится на четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и крестцовый, а также на сегменты (всего насчитывается 31-33 сегмента). Продолжение мозга спинного в полости черепа - мозг продолговатый. МОМЕНТ ВРЕМЕННОЙ - временная спутанность некоих процессов полового развития в детском возрасте, которая З. Фрейдом объединялась с преждевременной зрелостью. МОНОСПЕКЦИЯ - объединяющий термин для обозначения интроспекции и экстраспекции в определенном смысле - как наблюдения за внешними событиями, их регистрация, коя в то же время есть регистрация собственных ощущений наблюдателя, - и как наблюдения за собственными внутренними психическими состояниями. Главное здесь - не в локализации, внешней или внутренней, переживаемых событий, а в различных подходах к сознанию - как к единому либо «удвоенному» процессу. Традиционно понимание интроспекции предполагает отношение к нему как «удвоенному» процессу, включающему наблюдение за собственным наблюдением.