Гендер Если верно, что оказание помощи кому-либо сильно зависит от восприятия его потребности в ней, то тогда женщинам, которые воспринимаются как более зависимые и беспомощные, чем мужчины, должны помогать чаще, чем мужчинам. Так ли это на самом деле? Да, так. Элис Игли и Морин Кроули провели 35 экспериментов, в которых сравнивали отношение окружающих к жертвам мужского и женского пола (Eagly & Crowley, 1986). (Авторы отмечают, что фактически все их эксперименты — эпизоды, случайные встречи с незнакомыми людьми, оказавшимися в затруднительном положении, т. е. те самые ситуации, в которых люди ожидают от мужчин галантности.) Мужчины чаще помогают попавшим в беду женщинам. Женщины в равной степени отзывчивы по отношению как к мужчинам, так и к женщинам. Результаты нескольких экспериментов свидетельствуют о том, что женщинам-инвалидам, у которых в дороге лопнула шина, помогают чаще, чем оказавшимся в аналогичной ситуации мужчинам-инвалидам (Penner et al., 1973; Pomazal & Clore, 1973; West et al., 1975). To же самое можно сказать и о женщинах, путешествующих в одиночку «автостопом»: на их просьбы подвезти реагируют охотнее, чем на просьбы мужчин или пар (Pomazal & Clore, 1973; М. Snyder et al., 1974). Разумеется, причиной галантного отношения мужчин к одинокой женщине может быть и нечто другое, а не альтруизм. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они чаще помогают привлекательным дамам, нежели дурнушкам (Mims et al., 1975; Stroufe et al., 1977; West & Brown, 1975).
Принцип «дерева» наиболее полно соответствует реальной системе как социальных проблем, так и социальных целей, какими они предстают в социальной действительности, где что-то является ключевым (для проблем) или конечным (для целей), а остальное — производным различных порядков от ключевого или конечного. В идеале оба «дерева» должны обеспечивать дезагрегацию проблем и целей на все более детальные составляющие предыдущего уровня, получение производных различных порядков, логически вытекающих одна из другой, и выявление существенно новых проблем или соответственно — достижение уже выявленных.
МОНОТОНИЯ - функциональное состояние человека, возникающее при однообразной, монотонной деятельности. Характерно снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущения скуки, потерей интереса к работе. Продуктивность деятельности может восстанавливаться лишь временно - за счет особых волевых усилий. В ответ на монотонные .условия деятельности могут развиваться явления пресыщения психического. МОНОФОБИЯ - патологическая боязнь одиночества (=> фобия). МОРАЛЬ - нравственность, совокупность норм и принципов поведения индивида по отношению к обществу и другим людям, - одна из основных форм общественного сознания. МОРАЛЬ АВТОНОМНАЯ - правила коей устанавливаются самим человеком и могут быть им же изменены. МОРАЛЬ ГЕТЕРОНОМНАЯ - правила коей вырабатываются другими людьми и кою данный индивид считает обязательными и «священными». МОРАТОРИЙ - отсрочка исполнения некоих обязательств. В психологии термин обычно понимается расширительно-метафорически. МОРАТОРИЙ ПСИХИЧЕСКИЙ - согласно Э. Эриксону - кризисный период между юностью и взрослостью, в течение коего в личности происходят многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Может при определенных условиях принимать затяжной характер и длиться годами (иногда - более десяти лет), что особенно характерно для самых одаренных людей. Непреодоленный кризис влечет состояние «диффузии идентичности» - основу специфической патологии юношеского возраста. В предельных случаях мораторий психический и «диффузия» сами по себе требуют соответственных психотерапевтических мер. МОРИТА-ТЕРАПИЯ - метод психотерапии, который создал в 1919 г. С. Морита (1874-1938) на базе положений дзэн-буддизма с использованием психологических эффектов депривации сенсорной. Первоначально был ориентирован на лечение такого этноспецифического заболевания психического японцев, как шинкейшицу (невротический комплекс с элементами неврастении, ипохондрии, навязчивостей). Основная цель метода - достижение клиентом не просто хорошего самочувствия, но изменения самого уклада жизни.