НАСТРОЙКА ОПЕРАТИВНАЯ - подготовка к выполнению действия при заданных условиях, соответственно коим предустанавливается точность, темп, напряженность, стабильность, продолжительность, способ и стиль предстоящей деятельности. В ходе настройки оперативной происходит подготовка нейродинамических систем организма. При относительно изменчивых условиях выполнения деятельности она становится неэффективной. НАУКА - Сфера деятельности, основная функция коей - выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира - научная картина мира, и способов взаимодействия с миром - научно обоснованная практика. Конечно, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. Тело науки составляют законы, формулируемые в рамках определенных теорий. Теория является самой развитой формой научного знания. Собственно развитие науки в основном и есть развитие и смена теорий. Новые теории охватывают все большее количество явлений и все надежнее служат практике, что позволяет говорить о возрастающей достоверности знания; это и определяет прогресс в науке. При этом нередки ситуации возвращения старых, как будто отвергнутых теорий, переосмысленных на ином уровне и обнаруживших новые возможности. Наука не ограничивается чистым теоретизированием. Ее развитие означает выход на новые области явлений, на новые взаимодействия с миром. Основной механизм развития научного знания - исследование научное, выполняемое на базе специальных методов исследования. Особое внимание уделяется совершенствованию этих методов. Хотя наука нередко претендует на свою исключительность в ряду способов познания мира и наибольшую достоверность и эффективность познания, все же она - не единственная форма познания и во многих отношениях связана с другими формами; что же касается достоверности получаемых знаний, то в ряде случаев науке приходится признать приоритет этих иных форм познания (=> познание: форма). НАУКА: КЛАССИФИКАЦИЯ - словом «наука» обозначаются также отдельные отрасли научного знания, взаимно отличающиеся рядом существенных характеристик. Прежде всего науки различаются своим объектом (от объекта науки следует отличать ее предмет: -> наука: объект; наука: предмет). Основными научными объектами выступают: природа (органическая и неорганическая), и человек (общество и мышление). Согласно этому выделяются науки естественные и науки гуманитарные; последние еще подразделяются на науки социальные и науки философские. Так выделяются три главных раздела научного знания - три комплекса наук. Кроме этих трех главных разделов выделяются еще крупные разделы - на стыке главных. Возможны и другие способы различения наук. Так, принято разделение их на науки фундаментальные и науки прикладные. Во всех этих схемах психология занимает свое место. Связь психологии с науками естественными вполне очевидна - особенно с биологическими. Для психологии научной характерно заимствование некоих общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики. Ряд принципов почерпнут из эмбриологии. Этология, одно из авторитетных направлений современной биологии, распространяет свои принципы и на человека; исследования этологов непосредственно интересны и для зоопсихологии (иногда этология даже рассматривается как вариант зоопсихологии). Проблема соотношения врожденного и приобретенного - одна из центральных в психологии, потому важны и данные генетики. Пограничная с генетикой психогенетика выявляет роль генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей человека. «Биологическая аналогия» иногда заходит слишком глубоко, претендуя на объяснение сложнейших социальных явлений, и в таких случаях обычно вызывает критику. Особенно нужно выделить связь психологии с физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Непосредственно с ней соотносится психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом - мозгом. Среди прикладных биологических дисциплин выделяется медицина, прежде всего - невропатология и психиатрия. На стыке медицины и психологии возникла психология медицинская. Особо выделяется нейропсихология. Тесно связана с медициной и психология специальная. Сложнее усматривается связь психологии с физикой. Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, в определенных отношениях и направлениях отражает мировоззрение, определяемое основными открытиями или господствующими принципами в области физической картины мира. Связь психологии и химии во многом аналогична, но в ряде случаев более определенна. Существуют области, относительно коих выдвигаются и химические, и биологические, и психологические теории (например, механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; существует, наконец, психофармакология. Так что представление о том, что психология относится к наукам естественным, во многих отношениях обосновано, и ряд психологических направлений, как, например, бихевиоризм, ориентирован именно на такое понимание. Нужно заметить: если у наук фундаментальных психология заимствует в основном некие объяснительные принципы, то в отношении наук гуманитарных она не только берет, но и предлагает им свои способы понимания явлений; более того, существуют «психологические школы» в рамках истории, социологии и языкознания. Чрезвычайно важна связь психологии и философии. Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии. Проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие; правда, психологи не всегда явно формулируют свои позиции по этим проблемам. Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, иногда даже предлагают собственные. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа. А в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (хотя бы претендовали на это) или оказывали влияние на появление и развитие философских теорий. Итак, психология связана, исторически и актуально, со всеми основными областями знания. В ней представлены как естественнонаучная, так и гуманитарная ориентации, однако гуманитарный подход становится преобладающим, ибо в центр психологии помещается личность, а это означает невозможность строго объективного подхода - подхода к человеку как к «явлению природы». Выраженная ориентация психологии не только на познание, но и на практику позволяет утверждать, что в психологии существуют свои фундаментальные и прикладные разделы.
Верификация прогноза есть определение степени его достоверности, точности и обоснованности. Абсолютная верификация прогноза, т.е. установление степени его соответствия действительному состоянию объекта в прогнозируемом будущем, практически возможна лишь к завершению периода упреждения. Это особая задача, которая выходит за рамки собственно прогнозирования. Но уже на заключительных стадиях разработки прогноза возможна и желательна относительная (предварительная) верификация — определение степени соответствия прогноза требованиям современной науки, его достоверности — вероятности осуществления, предсказанного для заданного доверительного интервала точности, обоснованности (в смысле соответствия теории и практики). Опыт показывает, что верифицированные таким образом прогнозы не только имеют очень высокую степень оправдываемости (до 95—96% значений наиболее вероятного тренда), но, главное, служат надежной ориентирующей информацией для управления, дают значительный экономический и политический эффект в смысле оптимизации принятия решений и тем самым полностью оправдывают затраты сил и средств на их разработку. Таким образом, процедура верификации желательна и обязательна. В сравнительно простых случаях роль этой процедуры фактически играют экспертные опросы. В более сложных случаях требуется специальная процедура по одному из восьми видов верификации, многократно описанных в литературе:
Отдельные элементы трагедии общинных выгонов составили основу лабораторных игр. Представьте себе, что вы — студент Университета штата Аризона и играете в игру «Гайки», автор которой — Джулиан Эдни (Edney, 1979). Несколько игроков, в том числе и вы, сидят вокруг неглубокой чаши, в которой лежат 10 металлических гаек. Экспериментатор объясняет вам правила игры. Ваша цель — набрать как можно больше гаек. Каждый из вас в любое время может взять столько гаек, сколько хочет, и каждые 10 секунд количество гаек, остающихся в чаше, будет удваиваться. Оставите ли вы гайки в чаше, «чтобы было, что удваивать», создав тем самым каждому возможность «собрать урожай» побольше? Скорее всего, нет. Если студентам не предоставляли возможности договориться и выработать стратегию «сбережения», 65% групп завершали игру менее чем за 10 секунд, т. е. до первого пополнения запаса гаек. Нередко каждый из игроков так спешил захватить себе побольше гаек, что чаша оказывалась на полу. Можно ли сказать, что подобный индивидуализм присущ только американцам? Каори Сато предоставлял студентам, воспитанным в традициях японской, более коллективистской культуры, заниматься за реальные деньги вырубкой виртуального леса (Sato, 1987). Когда студенты делили поровну расходы, связанные с его выращиванием, они вели себя так же, как представители западной культуры: более половины деревьев вырубались раньше, чем они успевали дорасти до наиболее прибыльного размера. Чаша с гайками в экспериментах Эдни и лес Сато напомнили мне банку с печеньем в нашем доме. В течение недели, которая проходит между двумя поездками за покупками, нам следовало бы сберегать их, т. е. расходовать их так, чтобы ежедневно каждый мог съесть две-три штучки. А что же было на самом деле? Отсутствие правил и страх, что другие опустошат банку без него, приводили к тому, что каждый член семьи старался съесть как можно больше, уменьшая тем самым шансы остальных. Результат: в течение 24 часов банка опустошалась и до следующей поездки в магазин стояла пустой.