Возникают потому, что Я не хочет воспринять мощного побуждения влечений, существующих в Оно, и не хочет содействовать моторному отреагированию этого побуждения; или же это побуждение неприемлемо для данного объекта. Я защищается с помощью механизма вытеснения; вытесненное восстает против своей участи и, используя пути, где Я не властно, создает себе заместительное образование, кое навязывается для Я путем компромиссов - симптомов. Я находит, что непрошенный гость угрожает и нарушает его единство, продолжает борьбу с симптомами, как и с первоначальными побуждениями влечений, и все в результате дает картину невроза. Неврозы перенесения характерны попытками защиты Я от сексуальности и в этом плане есть результат конфликта между Я и либидинозной привязанностью к объекту. Эти неврозы и являют собой собственный предмет психоанализа. НЕВРОЗ СТРАХА - форма невроза, который развивается в ответ на психические травмы и в коем определяющим симптомом является наличие страха свободного, (синдром страха). При этом чувство страха либо нелокализовано, либо связано с определенным органом тела или конкретной ситуацией (например, страх высоты, замкнутых пространств). Согласно З. Фрейду, его самая обычная причина невроза страха - фрустрированное возбуждение; либидинозное возбуждение вызывается, но не удовлетворяется, и неудовлетворенное либидо прямо превращается в страх (=> страх невротический). НЕВРОЗ ТРАВМАТИЧЕСКИЙ - заболевания, наступающие как результат механического воздействия, механической травмы. Согласно З. Фрейду, при определенных обстоятельствах Я бывает заинтересовано в появлении и существовании такого невроза как выгодной формы защиты от опасности. НЕВРОЗ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ - общий, «коллективный» невроз с разнообразными функциями. Согласно З. Фрейду, к таковым относится религия, эффективно защищающая от опасности персонального невроза (З. Фрейд и Т. Рейк подробно проанализировали и установили сходство между религией и неврозом навязчивости). НЕВРОЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ - вызываемое у животных в специальных условиях физиологического эксперимента состояние, характерное нарушением поведения адаптивного, невозможностью выработки новых и несрабатыванием старых рефлексов условных, отказом от еды, вегетативными расстройствами и нарушениями сна. Будучи моделью клинических неврозов у человека, он применяется для изучения механизмов деятельности нервной высшей.
3. Составление так называемого поствероятностного сценария эвентуального состояния объекта исследования в случае реализации предложенных рекомендаций с обязательным указанием не только позитивных, но и возможных негативных последствий такой реализации. В сложных случаях проводится дополнительный опрос экспертов по содержанию представленного сценария, в более простых он совмещается с обсуждением. 4. Написание предварительного отчета об исследовании в целом (некоторые разделы могут быть подготовлены по ходу предыдущих процедур) желательно в трех вариантах:
Но «запускает» ли конкуренция механизм деструктивного поведения в условиях, более приближенных к реальным? Чтобы ответить на этот вопрос, можно разделить испытуемых наугад на две группы, заставить их конкурировать за какой-либо ограниченный ресурс и посмотреть, что произойдет. Именно это и сделали Музафер Шериф и его коллеги, которые провели серию впечатляющих экспериментов с участием обычных 11-12-летних мальчиков (Sherif et al., 1966). Эти эксперименты были инспирированы воспоминаниями Шерифа о том времени, когда он подростком оказался свидетелем вторжения греческой армии в Турцию в 1919 г.: «Они начали убивать людей направо и налево. [Это] произвело на меня огромное впечатление. Именно там и тогда я захотел понять, как такое возможно среди людей... Мне захотелось узнать, какой наукой или специальностью нужно овладеть, чтобы понять это межгрупповое варварство» (цит. по: Aron & Aron, 1989, р. 131). Изучив социальные корни варварства, Шериф провел в летних лагерях для школьников несколько экспериментов, каждый из которых продолжался три недели. Один из экспериментов заключался в следующем. Шериф разделил 22 незнакомых друг с другом мальчика из Оклахома-Сити на две группы, отвез их на разных автобусах в бойскаутский лагерь, располагавшийся в национальном парке штата Оклахома Robber's Cave, и поселил в спальных корпусах, расположенных в полумиле друг от друга. Почти целую неделю группы даже не подозревали о существовании друг друга. Сообща занимаясь разными делами — приготовлением пищи, походами, сооружением купальни и наведением веревочного моста, — члены каждой группы вскоре очень сдружились между собой. Одна группа назвала себя «Гремучие змеи», другая — «Орлы». Как символ добрых чувств его обитателей, над одним из корпусов появилась надпись: «Дом, милый дом». <Чтобы скорректировать субъективную ошибку, давай другим на 20% больше, чем рассчитываешь получить от них сам. Лайнус Полинг, 1962>