ОБРАЗОВАНИЕ - 1. Обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением. 2. Нечто, образованное из чего-либо. ОБРАЗОВАНИЕ РЕАКТИВНОЕ - один из механизмов защитных - форма защиты психологической, характерная изменением неприемлемой для сознания тенденции или способа поведения на противоположные; замена неприемлемых для Я ситуаций на прямо противоположные. Так, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть результатом преобразования социально недопустимого чувства ненависти к нему. ОБСЕССИЯ (ананказм) - разновидность состояний навязчивых, выявляющихся в переживаниях и действиях, не требующих для появления определенных ситуаций (например, навязчивое мытье рук; страх перед числом 3, потому что в слове рак три буквы; страх наступить на черту, и пр.). Обсессия наблюдаются у многих больных, коим характерны скрупулезность, педантизм, склонность к формализму - наряду с душевной инертностью, тревожной неуверенностью в себе. ОБУСЛОВЛИВАНИЕ - образование рефлексов условных. ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ОПЕРАНТНОЕ - термин, введенный американским психологом Б. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей (-> рефлекс условный). В отличие от классического (Павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при обусловливании оперантном животное сначала производит некое движение (спонтанное или инициированное экспериментатором), а затем получает подкрепление. Это различение проводится безотносительно биологического смысла рефлексов условных. При этом упускается из виду важнейшая роль активной деятельности ориентировочной животного, посредством коей оно выделяет существенные характеристики ситуации и устанавливает значимые отношения между элементами среды и своими движениями, что во многом предопределяет ход и динамику образования рефлексов условных - и оперантных, и респондентных.
Всякое посягательство на рынок тут же влечет за собой появление «черного рынка» соответствующих масштабов и квазиказарменное распределение товаров и услуг не по труду, а «по чинам», с тотальным дефицитом всего и вся, с километровыми очередями, с резким обнищанием населения, поскольку цены на «черном рынке» гораздо выше. Наконец, замена валюты «дензнаками» тут же порождает чудовищную инфляцию, обесценение пустых, ничем не обеспеченных бумажек, переход к бартеру — натуральному обмену товарами и услугами, что еще более ухудшит положение основной массы населения.
Но если восприятие одной стороны не соответствует восприятию другой, то как минимум одна их них воспринимает другую искаженно. А подобное искажение восприятия, считает Бронфенбреннер, «есть психологический феномен, не имеющий аналогов по серьезности своих последствий... ибо при этом складывается такой образ [врага], который имеет обыкновение самоподтверждатъся». Ожидая от В враждебных действий, А может относиться к В так, что поведение В подтвердит его подозрения, и порочный круг замкнется. Вот что пишет об этом Мортон Дойч: «Вы слышите лживую сплетню о том, что ваш друг нелестно отзывается о вас; вы устраиваете ему выговор; в ответ он ругает вас, т. е. оправдывает ваши ожидания. То же самое происходит и в политике: если лидеры Запада и Востока убеждены в неизбежности войны и каждый из них пытается как можно надежнее защититься от другого, этот другой будет вести себя так, что оправдает начальный шаг» (Deutsch, 1986). Известно немало примеров того, как негативное зеркальное восприятие препятствовало достижению мира. — Обе стороны арабо-израильского конфликта настаивают на том, что «мы» вынуждены так действовать, чтобы защитить свою безопасность и свою территорию, в то время как «они» хотят уничтожить нас и завладеть нашей землей. «Мы» испокон веков живем на этой земле, а они — «захватчики». «Мы» — жертвы, «они» — агрессоры (Heradsveit, 1979; Rouhana & Bar-Tal, 1998). При таком взаимном недоверии трудно говорить о каких бы то ни было переговорах.