{Усиление «общей внутригрупповой идентификации». Превращению прежних групп в новую единую группу способствует выбор собственных цветов и введение школьной униформы, что является распространенной практикой в Европе и постепенно становится все более заметной тенденцией в США} Совместные усилия «Орлов» и «Гремучих змей» увенчались успехом. Но стали бы отношения подростков столь же гармоничными, если бы они не решили проблему воды, не набрали достаточно денег, чтобы оплатить прокат фильма, и не «победили грузовик» в перетягивании каната? Скорее всего, нет. Результаты экспериментов, которые были проведены Стивеном Уорчелом и его коллегами при участии студентов Университета штата Вирджиния, подтверждают, что улучшению отношений двух соперничающих групп способствует только успешное сотрудничество (Worchel et al., 1977; 1978; 1980). Если совместные усилия групп, которые прежде конфликтовали, терпят неудачу и если обстоятельства позволяют группам свалить вину за это друг на друга, конфликт может усугубиться. В эксперименте Шерифа группы подростков уже были враждебно настроены по отношению друг к другу. А это значит, что, если бы им не удалось собрать достаточно денег для оплаты фильма, каждая группа объяснила бы эту неудачу «жадностью» и «эгоизмом» другой и конфликт, скорее всего, не только не разрешился бы, но еще более углубился. Обучение в сотрудничестве До сих пор мы говорили о более чем скромных социальных преимуществах типичной школьной десегрегации (та, что не сопровождалась возникновением дружеских связей и равноправных отношений) и чрезвычайно позитивных социальных последствиях успешного сотрудничества членов соперничающих групп. Можно ли, объединив эти результаты, предложить конструктивную альтернативу традиционному способу десегрегации? Несколько групп исследователей независимо друг от друга полагают, что можно. Каждая из них попыталась ответить на следующий вопрос: можно ли, без ущерба для знаний учащихся создать условия, благоприятствующие межрасовым дружеским контактам, если в процессе обучения дети будут не соревноваться, а сотрудничать друг с другом? При всем разнообразии их методов — все работали со смешанными учебными группами, которые периодически соревновались друг с другом, — полученные ими результаты поражают и обнадеживают.
Приходится искать оптимум между Сциллой и Харибдой, чтобы быстрее «проскочить» стадию падения, выйти на стадию стабилизации, а затем и подъема. Теоретически это не выходит за пределы реального. Практически требует множества взвешенных решений, свободных от соображений, связанных с борьбой за власть, с популистской демагогией, чтобы дорваться до власти, просто с некомпетентностью и недобросовестностью людей, выросших в условиях своего рода зоопарка, где главное — не собственные усилия, а близость к кормушке. Теоретически падение производства прекратится, как только процесс распадения принудительных производственных связей «сверху» (в связи с крушением «командной экономики» жесткого централизованного планирования) перекроется уже начавшимся процессом складывания рыночных производственных связей «снизу» на основе развертывания частного предпринимательства. После чего начнется процесс стабилизации и последующего подъема. Так было во всех более или менее аналогичных ситуациях у других стран. Нет никакого основания считать, что в России или любой другой республике бывшего СССР можно рассчитывать на что-то иное, сверхъестественное.
ОБЪЕКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ: ВЫБОР (выбор объекта любви; двукратный выбор объекта; - выбор объекта в два срока) согласно З. Фрейду, феномен психосексуального развития - инфантильной сексуальной жизни, проявляющийся в выборе объекта двукратно, в два срока, двумя толчками. Первый начинается в возрасте от двух до пяти лет и во время периода латентного приостанавливается или даже регрессирует; отличается инфантильностью сексуальных целей. Второй начинается с наступлением, половой зрелости - периода пубертатного - и обусловливает окончательную форму сексуальной жизни. ОБЪЕКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ: ВЫБОР: ПУТЬ (путь выбора объекта любви) - согласно З. Фрейду, есть два основных выбора объекта любви, что в свою очередь также подразделяются на ряд узконаправленных путей: 1) нарциссический: а) то, что сам из себя представляешь - по своему образу и подобию; b) то, чем прежде был; с) то, чем хотел бы быть; d) лицо, бывшее частью самого себя; 2) опорный: а) вскармливающую женщину; b) защищающего мужчину; с) весь ряд приходящих им в дальнейшем на смену лиц. ОБЪЕКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ: ВЫБОР: ТИП (тип выбора объекта любви) - две формы развития и ориентации либидо, реализующиеся после нарциссической стадии: 1) нарциссический тип - когда на место собственного Я выступает возможно более похожий на него объект; 2) по типу опоры - когда лица, ставшие дорогими благодаря удовлетворению других жизненных потребностей, выбираются и объектами либидо. ОБЪЕКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ: ВЫБОР НАРЦИССИЧЕСКИЙ - избрание объекта любви по своему собственному образу и подобию. Попытка обрести в нем самого себя, вытекающая из некоего нарушения либидо.