2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости (-> смысл личностный). Ориентации ценностные формируются при усвоении опыта социального (-> социализация) и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и прочих проявлениях личности. В структуре деятельности они тесно связаны с ее познавательными и волевыми сторонами. Система их образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. В процессе деятельности совместной, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ориентации ценностные. Совпадение важнейших ориентации ценностных членов группы обеспечивает ее сплоченность (как единство ценностно-ориентационное). ОРИЕНТИРОВКА: ТИП - согласно П. Я. Гальперину - различные стратегии обследования окружающих предметов, определяющие эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений: 1) ориентировка первого типа - опирается на случайные признаки, поэтому обучение ведется методом проб и ошибок и дает низкие результаты; 2) ориентировка второго типа - опирается на признаки и отношения, подбираемые эмпирически и достаточные лишь для выполнения данного задания; здесь обучение ближе к адекватному, но результаты не обладают свойством перенесения сформированных знаний и умений на новые отношения; 3) ориентировка третьего типа - опирается на существенные свойства и отношения, специально выделяемые путем анализа внутренней структуры данного объекта; поэтому усваиваемые знания и умения могут переноситься в новые, измененные условия. ОРУДИЕ - 1. Техническое приспособление, с помощью коего производится некая работа или действие.
10. Предопределенность выбора спутника жизни, ограниченного, как правило, двумя-тремя вариантами близко живущей «ровни» в социальном плане, т.е., по сути, одного и того же, только в нескольких лицах. 11. Предопределенность профессии, обычно как бы передаваемой по наследству.
Будет ли достаточным просто создать условия для тесного контакта людей, чтобы между ними возникла взаимная симпатия? Результаты исследований, проведенных в последнее время, не подтверждают обнадеживающих результатов некоторых ранних экспериментов и свидетельствуют о том, что десегрегация как таковая мало повлияла на расовые установки в школах. Однако продолжительные, тесные и равноправные межрасовые контакты способствуют их значительному улучшению. <Мы живем в эпоху индивидуализма. Президент Рональд Рейган, Из речи, произнесенной на Уолл-стрит, 1982> Контакты особенно плодотворны, если люди вместе противостоят общей угрозе или сообща работают во имя достижения какой-либо экстраординарной цели. Воспользовавшись результатами изучения кооперации в лабораторных условиях, некоторые исследователи вместо обучения, основанного на соревновании, весьма успешно внедрили в школах новый метод обучения — обучение в сотрудничестве. У конфликтующих сторон есть возможность разрешать свои противоречия и в ходе переговоров, которые проводятся либо напрямую, либо с участием третьей стороны — посредника. Посредник может помочь оппонентам избавиться от соревновательного подхода к разрешению конфликта по принципу «я выиграл — ты проиграл» и заменить его принципиально иным подходом, основанным на сотрудничестве («я выиграл — ты выиграл»). Задача посредника так так организовать общение конфликтующих сторон, чтобы в нем не осталось искажений восприятия и возрос уровень доверия и взаимопонимания. Если же переговоры оказываются безрезультатными и достичь соглашения не удается, конфликтующие стороны могут прибегнуть к помощи арбитра, который либо сам предлагает решение, либо выбирает последнее предложение одной из сторон.