2) блоком кратковременного хранилища - где объем хранимой в вербально-акустическом коде информации невелик, а длительность хранения - около 30 секунд - обусловлена проговариванием, перекодированием и выбором способа запоминания; 3) блоком долговременного хранилища - где объем и время хранения не ограничены, а информация представлена в форме кодов семантических. ПАМЯТЬ: ОБЪЕМ - характеристика количества материала, доступного для воспроизведения по прошествии некоего времени после его усвоения. ПАМЯТЬ: РАЗЛИЧИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ - преимущественная выраженность у индивида одного или нескольких видов памяти, в коей материал лучше запоминается и лучше восстанавливается. Так, некоторые люди лучше запоминают текстовую информацию при восприятии зрительном, другие - при слуховом. Самым развитым оказывается тот вид памяти, что чаще всего используется. ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО - ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию. Особенно распространены такие расстройства памяти, как амнезия и гипомнезия. ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО МОДАЛЬНО-НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЕ - общие нарушения памяти, проявляемые в неполноценном сохранении следов воздействий различной модальности. Для них характерно затруднение запоминания и воспроизведения - как произвольных, так и непроизвольных. Эти расстройства могут объединяться с нарушениями сознания. Возникают при поражении глубоких неспецифических образований мозга головного, за счет чего происходит патологическое повышение взаимного торможения следов. Как частный случай рассматривается синдром Корсаковский, обусловленный алкогольной интоксикацией. ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ - частые нарушения памяти, проявляемые только при сохранении и воспроизведении информации определенной модальности. Возникают при поражении корковых зон анализаторов, когда происходит повышение тормозимости следов памяти за счет интерферирующих воздействий. Выделяются расстройства памяти акустической, слухоречевой, зрительно-пространственной, двигательной. ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО СИСТЕМНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ - нарушения памяти, обусловленные поражением речевых зон мозга головного, из-за чего оказывается невозможным организация запоминаемой информации посредством смысловой системы языка.
Наконец, сказывается черта характера, свойственная всем народам евразийской цивилизации (не только русским). Она выражается русским словом «авось», которое с трудом переводится на другие языки. В частности, по-английски требуется целое словосочетание типа «хэппи-голаки фэшн» или «венче эт рэндом» — и все равно ни один иностранец никогда не поймет, что это такое. На деле же это не что иное, как доведенный до логического конца (или, точнее, до абсурда принцип «кто не рискует, тот не выигрывает». Например, вы ведете автобус с полусотней пассажиров через железнодорожный переезд, видите мчащийся прямо на вас поезд, но, вместо того что бы притормозить, даете газу со словами (или мыслью) «авось, проскочу!» — через секунду вместо автобуса с пассажирами на рельсах оказывается кровавая каша из железа и человеческих тел. Или в качестве капитана грузового судна с теми же словами решаете «срезать нос» у идущего своим курсом пассажирского лайнера, чтобы было чем похвалиться потом за стаканом водки с друзьями. Р-раз! — и лайнер с несколькими сотнями пассажиров на борту через несколько минут оказывается на дне морском. Или в качестве дежурного на атомной электростанции, с теми же словами грубо нарушаете элементарные правила техники безопасности. Раз — сошло. Тут же два — опять сошло. Тут же три — на сей раз (кто бы мог подумать?), оказывается, не сошло, а случился Чернобыль — слово, понятное сегодня на всех языках мира и означающее радиацию эквивалентом в 400 хиросимских атомных бомб, которая сделала нежилыми плодородные земли площадью с Австрию или Венгрию, если не больше, плюс в той или иной степени нанесла поражение здоровью нескольких миллионов человек (включая тысячи уже погибших). Не существует такого евроазиата, который бы не знал, что «авось» — это очень плохо, это хуже водки и табака, вместе взятых. Все поголовно относятся к данному слову и к тому, что за ним скрывается, с величайшим осуждением. Есть даже специальная пословица на сей счет: «авось да небось, а вышло хоть брось» (буду рад, если переводчику удастся хотя бы приблизительно передать ее смысл). Но не существует ни одного евроазиата, который не придерживался бы указанного выше принципа с той же неуклонностью, с какой он выпивает залпом бутылку теплого шампанского и выкуривает одну за другой две пачки самых отвратительных в мире сигарет. С последствиями, поражающими воображение любого (только не его самого). Так, например, в неравной борьбе автомобилей с пешеходами при упрямых попытках последних проскочить «на авось» поток машин каждый день на каждом шоссе от Балтийского моря до Тихого океана гибнет вдесятеро больше людей, чем к западу и востоку от данного региона. И все же, несмотря на такую чудовищную цену, принцип «авось» продолжает каждодневно руководить поступками каждого — от управляющего машиной до управляющего заводом или государством.
Бёртон Ф. Вандерлаан, Chicago, Illinois --- <Наука — величайшее противоядие против энтузиазма и суеверия. Адам Смит, Благосостояние наций, 1776> Я не утверждаю, что научный метод способен ответить на все вопросы, волнующие человека. Есть вопросы, на которые он не может ответить, и способы познания, которые выходят за пределы его компетенции. Но наука является одним из способов изучения наших представлений о природе вообще и о природе человека в частности. Предположения, возникающие под влиянием наблюдаемых результатов, лучше всего проверять в ходе систематических наблюдений и экспериментов, которые и являются основой социальной психологии. Но чтобы не заниматься тестированием тривиальных вещей, нам нужно также и творческое воображение (изобретательная гениальность теоретика). Однако какие бы уникальные и правдоподобные озарения ни предложила психологическая наука, они могут быть вдребезги разбиты психологом-исследователем, который экспериментально проверяет конкурирующие идеи и сравнивает их между собой. Наука — это всегда сочетание интуиции и строго регламентированного эксперимента, творческого озарения и скептицизма.