Второй раз цунами преступности обрушилось на города и села сразу после Второй мировой войны. Но, как известно, одна из характерных черт любого тоталитарного режима — быстрая расправа с любыми нарушителями общественного порядка, политическими или уголовными безразлично (кстати сказать, это одна из причин ностальгии значительной части евроазиатов по сталинским временам). Сталин или Гитлер, Муссолини или Мао Цзэдун, Франко или Ким Ир Сен — не имеет значения: всюду уголовники попадают под общий каток массового террора и удерживаются в определенных пределах. То же произошло и в СССР 2-й половины 40-х гг.: за несколько лет тюрьмы и расстрелы «перемололи» основной костяк уголовников, и установилось былое равновесие — правда, далекое от «идиллии» минувших времен, в связи с резким усилением миграции населения, в том числе и уголовных элементов. Положение стало меняться в 60-х гг., в связи с массовым переходом от традиционного сельского к современному городскому образу жизни и появлением социальных проблем, свойственных последнему, в том числе касающихся преступности. Органы охраны общественного порядка оказались застигнутыми врасплох лавинообразными переменами, продолжали действовать по старинке, и, понятно, упоминавшееся выше равновесие стало быстро смещаться в пользу уголовного мира.
Рис. А.2. Депрессия: порочный круг Мартин Селигман считает, что сосредоточенность на себе и обвинения в свой адрес помогают понять, почему сегодня на Западе столько людей, страдающих депрессией, что впору говорить едва ли не об эпидемии (Seligman, 1991, 1998). Например, в Северной Америке сегодня вероятность депрессии у людей среднего возраста в 3 раза выше, чем у их бабушек и дедушек, хотя обстоятельства жизни старшего поколения были гораздо более стрессовыми (Cross-National Collaborative Group, 1992). По мнению Селигмана, деградация веры и семейных отношений в сочетании с растущим индивидуализмом порождают безнадежность в ситуациях, когда не все идет гладко. Люди, переживающие семейные неурядицы, неудачи в учебе или на работе, впадают в отчаяние, когда оказываются один на один со своими проблемами и им не на кого и не на что опереться. Если, как гласит реклама в стиле мачо, опубликованная в журнале Fortune, ты «в состоянии сделать это сам», полагаясь «на свою собственную энергию, свой собственный ум, на свою собственную волю и на свои собственные амбиции», то кто же виноват, если ты это не сделал? В неиндивидуалистических культурах, где нормой являются близкие отношения и сотрудничество, тяжелые депрессии — более редкое явление, и они менее связаны с угрызениями совести и самобичеванием по поводу того, что воспринимается ими как личная неудача. Так, в Японии люди в состоянии депрессии чаще говорят о чувстве вины перед родными или коллегами, ожидания которых они не оправдали (Draguns, 1990). Проникновение в суть стиля мышления, связанного с депрессией, подтолкнуло психологов к изучению мыслительных паттернов, присущих другим состояниям. Как воспринимают себя токсикоманы или очень одинокие или застенчивые люди? Хорошо ли они помнят о своих успехах и неудачах? На чем сосредоточено их внимание — на самих себе или на окружающих?
ПАРАФАЗИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ - замена звука или буквы в слове на другие. Возникает при афазии и проявляется и в речи устной, и в письменной. При различной локализации поражений парафазия литеральная обретает характерные черты. Так, при афазии сенсорной происходит замена фонематически близкими звуками или буквами (с - з, б - п); при афазии моторной афферентной происходит замена на элементы, близкие по произношению (л - н, м - б). ПАРАФРЕНИЯ - согласно З. Фрейду - заболевание, классифицирующееся как объединение раннего слабоумия и паранойи. Воздействию психоанализа не поддается. Характерные признаки: бред величия и потеря интереса к миру - и к людям и к предметам. ПАРОКСИЗМ - 1. Обострение, усиление некоего болезненного процесса, иногда принимающего форму припадка, наступающего внезапно. 2. Острая форма переживания некоей эмоции - например, отчаяния, ярости, ужаса и пр. ПАРЦИАЛЬНЫЙ - частичный, относящийся к отдельным частям. ПАТОЛОГИЯ - 1. раздел медицины, изучающий болезненные процессы и состояния в живых организмах. 2. Отклонение от нормы; уродливая ненормальность. ПАТОЛОГИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ МАССОВАЯ - согласно Э. Эриксону - психосоциальный синдром, "характерный наличием массовой неудовлетворенности людей, сопровождаемой чувствами тревоги, страха, Изолированности, опустошенности, утратой способности к эмоциональному - в том числе сексуальному - общению. В предельных случаях провоцирует настойчивое стремление стать ничем как единственный способ самоутверждения индивида и масс.