Внутренняя атрибуция успеха как способ сохранения изменений Два рассмотренных выше принципа — изменение поведения вызывает внутренние изменения и изменение самовосприятия и стиля объяснения помогает разорвать порочный круг — логически объединяются в один, более общий: достигнутое усовершенствование наиболее стабильно тогда, когда человек может приписать его не пройденному курсу лечения, а факторам, которые он сам в состоянии контролировать. Наиболее заметные и быстрые изменения поведения, как правило, достигаются методами, основанными на принуждении (Brehm & Smith, 1986). Сделав так, что нежелательные поступки дорого обходятся пациенту и ставят его в неловкое положение, а желательные — весьма щедро вознаграждаются, психотерапевт может быстро добиться весьма существенных перемен к лучшему. Беда, однако, в том, что изменения поведения, которые достигаются принуждением, недолговечны, как учит нас тридцатилетняя история психологических исследований.
— клановые структуры стран ближнего и дальнего зарубежья, а также из отдельных национальных районов РФ; — бесконтрольная организованная преступность стран Запада;
Подражание в дошкольном возрасте - путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности; оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением деятельности ведущей этого возраста - игры сюжетно-ролевой: первоначально ребенок подражает самым открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, и лишь постепенно начинает подражать сторонам поведения, действительно отражающим смысл ситуации. Подражание в возрасте подростковом направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с конкретной значимой для него личностью (-> другой значимый; референтность), либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик (-> стереотип социальный). У взрослых подражание выступает элементом научения в некоих видах деятельности профессиональной (спорт, искусство и пр.). По Фрейду, подражание подпадает под понятие внушения и рассматривается как его следствие. ПОДСОЗНАНИЕ (подсознательное) - собирательное понятие, означающее различные неосознаваемые системы психики. Термин появился во второй половине XVIII в. (=> бессознательное). Вопреки распространённому заблуждению, в теории З. Фрейда понятие подсознания практически не употреблялось, хотя именно благодаря психоанализу оно стало популярным. ПОДХОД - совокупность приемов, способов - в воздействии на нечто, в ведении дел, в изучении чего-либо и пр. ПОДХОД АТОМИСТИЧЕСКИЙ - в психологии - убеждение, что исследовать - это значит разлагать сложные процессы на простейшие элементы - «атомы». ПОДХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ - 1. Подход деятельностный к коррекции психологической - формировался преимущественно в отечественной психологической школе; предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе коего клиент овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне реализовать контроль и управление внутренней и внешней активностью. Часто практикуется овладение внешним действием и последующая его интериоризация - переход во внутренний, идеальный план. Этот подход альтернативен подходу поведенческому, ориентируясь не на избавление от симптома как такового, а на построение новых внутренних систем. Подход деятельностный к изучению психики: 1. Принцип изучения психики на основе разработанной К. Марксом категории деятельности предметной.