В одном из своих экспериментов Джон Эрнст и Мартин Хизакер продемонстрировали эффективность способа воздействия на центральные информационные процессы на примере участников занятий по тренингу настойчивости (Ernst & Heesacker, 1993). С некоторыми испытуемыми занятия проводились в форме обычного семинара, на котором они изучали и повторяли материал, посвященный концепции настойчивости. Другие испытуемые, также познакомившись с концепцией настойчивости, затем разыгрывали ситуации, в которых они добровольно оказывались страдающей стороной из-за того, что не были настойчивыми. После этого они выслушивали аргументы, которые, по мнению Эрнста и Хизакера, могли направить их мысли в нужное русло (например, «Не умея отстаивать свои права, вы приучаете других игнорировать вас»). Когда занятия закончились, исследователи попросили участников задержаться и подумать о том, как они относятся к тому, что узнали. По сравнению с первой группой, установки и намерения, касающиеся настойчивости, участников занятий в форме активного стимулирования мышления оказались более благоприятными. Более того, их соседи в общежитии отмечали, что в течение последующих 2 недель они вели себя более настойчиво. Этот принцип предвидел французский философ XVII в. Паскаль, написавший в своем трактате «Мысли» (Pensees), написанном в 1620 г.: «Обычно людей гораздо больше убеждает то, до чего они додумались сами, чем то, что они слышат от других». Этот принцип стоит того, чтобы его запомнить. Резюме К числу принципов социальной психологии, которые могут быть полезны практикующим психотерапевтам, относятся следующие три:
Этот перечень можно продолжить, и каждый пункт заслуживает специальной лекции. Лекция 24
В результате применения такого подхода строятся модели исследуемого процесса психического, составленные из гипотетических блоков, связанных последовательно или параллельно и реализующих определенные функции. ПОДХОД КОГНИТИВИСТСКИЙ - к коррекции психологической - основан на теории, описывающей личность с позиции организации структур познавательных. Именно с ними ведется коррекционная работа, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, о внутренних конфликтах и пр. Пример подхода когнитивистского - теория конструктов личностных и психотерапевтический метод, называемый терапией роли фиксированной. ПОДХОД МИКРОСТРУКТУРНЫЙ - одно из теоретико-экспериментальных направлений отечественной психологии. Задача подхода - изучение координации действий и операций, образующих фактуру - «микроструктуру» - различных видов познавательной и исполнительной деятельности. Большое внимание уделяется исследованию становления - «микрогенеза» - восприятия, запоминания, мышления и движений. Разработанные в рамках этого подхода экспериментальные методы дополняют методы формирования внутренних психических действий и анализа макроструктуры деятельности, позволяя изучать организацию высокоавтоматизированных процессов психических, скрытых от внешнего и внутреннего наблюдения. В результате исследований установлены закономерности восприятия и запоминания информации, процессов решения задач и выполнения сложных движений в трехмерном пространстве. ПОДХОД ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ - к коррекции психологической - в его рамках отклонения трактуются согласно принципам бихевиоризма, а коррекция и терапия связываются с необходимостью формирования у клиента оптимальных поведенческих навыков, ибо считается, что расстройства психические обусловлены неадаптивным поведением. В поведенческой коррекции применяются методы, условно относимые к трем основным группам. Методы контробусловливания - предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между раздражителем условным и реакцией или замену этой связи на другую. Практикуются такие приемы, как сочетание приятного клиенту воздействия с ситуацией, обычно для него неприятной, или же наоборот. Однако во многих случаях психологи, практикующие техники контробусловливания, высказывают сомнения в этичности причинения страданий даже с благой целью. Другой вариант контробусловливания - парадоксальное для клиента сочетание с приятной либо неприятной ситуацией не конкретного воздействия, но состояния. Например, клиента обучают расслаблению, а затем предъявляют минимально тревожную ситуацию; когда он перестает чувствовать тревогу, переходят к более стресеогенным ситуациям, давая их в порядке нарастания силы негативных воздействий. Методы оперантные - базируются на принципах, выделенных Б. Скиннером. В основе методов лежит система наград, даваемых клиенту за те действия, кои терапевт считает желательными, отчего вероятность такого поведения возрастает. Вариант подхода - формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград: он сам отбирает и создает в жизни благоприятные ситуации и избегает нежелательных. Методы социобихевиоризма - базируются на положении, что человек обучается через наблюдение - наряду с другими формами научения. Терапия основана на предъявлении модели оптимального поведения, коей клиент должен следовать.