• Во-первых, падение рождаемости — тенденция глобальная, наблюдается, за незначительными исключениями, во всем мире. Оно связано с урбанизацией — массовым переселением людей в города. А в городе человек ведет себя примерно одинаково, безразлично зулус он или папуас, буддист или мусульманин. Поэтому, какой бы отметки ни достигло человечество во 2-й четверти XXI века — 8, 9, 10 миллиардов, дальше каждые 20 лет начнется «уполовинивание» молодежи, а затем взрослых работоспособного возраста. Правда, еще какое-то время останется растущее по инерции число стариков-пенсионеров. Но их судьбе в условиях «разрыва поколений» трудно будет позавидовать. Не исключено, что их начнут сразу выпихивать и на пенсии, и в краткосрочные хосписы одновременно. И это было бы справедливым воздаянием за их греховные деяния, за их богомерзкое («секс», «кабор» и т.п.) поведение во второй половине XX — первой четверти XXI в., и действительно, с какой стати одному работающему кормить десяток совершенно чужих ему людей? • Во-вторых, падение рождаемости происходит неравномерно, разными темпами и масштабами в разных странах мира. Где-то с трех-четырех детей в «средней» семье до одного-двух. А где-то с пяти-десяти до трех-четырех (но в более отдаленной перспективе — все равно до двух-одного и далее). Этот разрыв неизбежно порождает растущее число вакантных мест — с одной стороны; растущих экспанентно выходцев из «трудоизбыточных» регионов мира — с другой. Наряду с растущим разрывом в уровне и качестве жизни той и другой стороны, он является первопричиной назревания четвертой мировой войны, чему будет специально посвящен один из следующих разделов лекции.
Эксперимент дал два поразительных результата. Во-первых, реакция экспериментатора оказала огромное влияние на испытуемых: оценивших свою уверенность 6-7 баллами среди тех, кого он поддержал, было в 4 раза больше, чем среди тех, на кого он вообще не отреагировал (среди последних оценивших свою уверенность 6-7 баллами было только 14%), и в 11 раз больше, чем среди тех, кого он опроверг (среди последних оценивших свою уверенность 6-7 баллами было только 5%). Если бы после получения обратной связи возросла уверенность тех испытуемых, которых экспериментатор поддержал, нас это не удивило бы, но в данном эксперименте участники оценивали свою уверенность в момент, предшествовавший получению обратной связи от экспериментатора. Тот факт, что на их суждения было оказано влияние, не был очевидным для всех испытуемых. Но что это действительно так, свидетельствует второй поразительный результат эксперимента: когда у студентов спросили, повлияла ли обратная связь на их ответы, большинство (58%) ответили отрицательно. В целом те, кто считал, что не подверглись воздействию обратной связи, подверглись ей ничуть не меньше, чем те, кто признал этот факт (рис. Б.4). Рис. Б.4. Уверенность свидетелей (по их воспоминаниям) после получения подтверждающей или опровергающей обратной связи (эксперимент 2). Обратите внимание на то, что обратная связь оказала не меньшее влияние на тех испытуемых, которые не признали этого факта. (Источник: Wells & Bradfield, 1998) Уроки этих экспериментов важны не только для понимания поведения присяжных. Они еще раз подтверждают необходимость социально-психологических исследований. Как многократно убеждались социальные психологи — вспомните эксперименты, в которых Милгрэм изучал подчинение, — если просто спрашивать людей о том, как они поступят, или просить их объяснить свои поступки, вероятность неверных ответов велика. Прав был Бенджамин Франклин: «Труднее всего поддаются внешнему воздействию три вещи: сталь, бриллиант и представления человека о самом себе». Именно поэтому нужно не только проводить опросы, в ходе которых респонденты объясняют свои поступки, но и эксперименты, демонстрирующие не намерения, а реальные действия.
3. Основа устройства или действия некоего механизма, процесса и пр. ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ - по существу, является обобщением и развитием основных представлений о механизмах организации движений. Его суть - в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Он утверждает деятельность как активный, целенаправленный процесс. Принцип активности противопоставляется принципу реактивности. Есть несколько аспектов принципа активности. 1. В конкретно-физиологическом плане он неразрывно связан с открытием принципа кольца рефлекторного. Наличие программы - необходимое условие функционирования кольца. 2. В общебиологическом плане - с позиций принципа активности - утверждение, что жизнедеятельность - это процесс непрерывного приспособления к среде, неверно. Главное содержание процесса жизни - не приспособление к среде, а реализация внутренних программ, в ходе коей организм неизбежно преодолевает среду. Приспособление - событие второго плана. Жизнь существует не только благодаря внешним условиям, но и вопреки им. ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДИАДИЧЕСКОГО - согласно ему, изучение личности возможно лишь в системе отношений организм - среда. Поскольку личность не существует вне окружения социального, объектом анализа, видимо, должна быть некая единица их взаимодействия - система потребность - давление. ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО - один из способов разрешить или обойти затруднения, возникающие при объяснении принципа взаимодействия психофизического. Состоит в отказе от полного отождествления психического и идеального. Предлагается различать два плана анализа - онтологический и гносеологический. Тогда все случаи взаимного влияния психики и тела сводятся к взаимодействию материального с материальным же. Но по некоим соображениям это решение все же неудовлетворительно (-> принцип взаимодействия психофизического). ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО - Согласно этому принципу (теории), физиологические процессы непосредственно влияют на психические и наоборот. И, казалось бы, фактов такого взаимодействия предостаточно. Но, несмотря на это, теория взаимодействия встречает серьезные возражения.