Возможно ли преодоление кризиса и возращение ситуации из критической в нормальную проблемную, каковая всегда существовала на всем протяжении истории рода людского? Теоретически — да. Для этого надо всего лишь осознать, что смысл жизни любой разновидности земной флоры и фауны, не исключая человека, ошибочно считающего себя разумным, — не в каком бы то ни было «катаре», а всего лишь в воспроизведении потомства. И сделать из этого соответствующие выводы под страхом исчезновения взбесившейся популяции — микробов ли, человека ли, обезьян ли, все едино — с лица Земли. Это означает, что высший класс общества — и по уровню жизни, и по почету — должны составлять вовсе не аристократия, не номенклатура, не олигархи, а Отцы и Матери семейств. Разумеется, не абы какие, а способные воспроизводить здоровое потомство (таких всегда меньшинство). Создав условия для того, чтобы в каждой такой семье было три-четыре ребенка, — это и значит стабилизировать положение, создать основу, на которой общество может нормально развиваться до любых параметров, признанных оптимальными.
Ознакомившись с магнитофонными записями бесед опытных детективов из Флориды со свидетелями, Рональд Фишер и его коллеги выявили их типичные схемы (Fisher et al., 1987). Все беседы начинались с предложения «Расскажите все, что вы помните», затем интервьюер начинал периодически перебивать свидетеля, задавая ему дополнительные вопросы, в том числе и такие, которые требовали точных и лаконичных ответов («Какого он роста?»). Фишер и Эдуард Гейзельман (Fisher & Geiselman, 1996) полагают, что интервьюер должен начинать беседу с предоставления свидетелям возможности самим, без подталкивания, рассказать все, что они помнят, этой же точки зрения придерживается и новый Свод правил. Проблема крупным планом. Я была уверена — и ошибалась Шел 1984 год. Мне было 22 года, я отлично училась в колледже, и меня ожидало блестящее будущее. Однажды ночью кто-то ворвался в мою квартиру, приставил к моему горлу нож и изнасиловал меня.
ПРИНЦИП ИЗОМОРФИЗМА - взаимодействие индивида с миром, а также процесс образования и функционирования «мира личного» может описываться в терминологии структурирования «пространства жизненного». ПРИНЦИП ИНТЕНЦИИ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ - согласно В. Франклу - вдохновение клиента терапевтом (или самим собой) именно на то, чего он старается избежать. ПРИНЦИП КОДИРОВАНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКОГО - Эффект облегчения воспроизведения заученной информации при ориентировке на тот признак, который использовался при ее заучивании в качестве структурирующего. Исследован Э. Тульвингом. ПРИНЦИП КОЛЬЦА РЕФЛЕКТОРНОГО - схема непосредственно вытекает из принципа кольца рефлекторного. В упрощенном варианте схемы имеется моторный центр, из коего поступают эффекторные команды в мышцу (имеется в виду и рабочая точка движущегося органа). От рабочей точки идут сигналы связи обратной - чувствительные, или афферентные сигналы - в сенсорный центр. В системе нервной центральной поступившая информация перерабатывается - перешифруется на моторные сигналы коррекции, кои снова поступают в мышцу. Процесс управления замыкается в кольцо. Схема понятнее при рассмотрении ее во времени. Пусть сказанное относится к моменту 1; новые эффекторные сигналы приводят к перемещению рабочей точки по заданной траектории. Классическая схема дуги рефлекторной (-> принцип дуги рефлекторной) - частный, вырожденный случай кольца: по такой схеме совершаются жестко запрограммированные, элементарные кратковременные акты, не требующие коррекции. Афферентация обратная в них теряет значение, определяющая роль принадлежит внешнему пусковому сигналу. Но для большинства движений необходимо кольцо рефлекторное. Более поздний вариант схемы детализован нее и позволяет полнее представить процесс управления двигательными актами. Здесь имеются моторные выходы - эффектор, сенсорные входы - рецептор, рабочая точка или объект (если речь идет о предметном действии) и блок перешифровок. Новы несколько центральных блоков - программа, прибор задающий и прибор сличения. Кольцо функционирует так. В программе записаны последовательные этапы сложного движения. В каждый момент отрабатывается какой-то частный этап (элемент) и соответственная частная программа спускается в прибор задающий. Из прибора задающего сигналы поступают на прибор сличения. На тот же блок от рецептора приходят сигналы связи обратной. В приборе сличения эти сигналы сравниваются, и на выходе получаются сигналы рассогласования между требуемым и фактическим положением. Они попадают в блок перешифровки, откуда выходят сигналы коррекции и через промежуточные центральные инстанции - регулятор - попадают на эффектор. При рассмотрении в динамике оказывается, что сигналы из блока программы опережают сигналы связи обратной. С этим опережением связаны, например, некие виды описок и оговорок. З. Фрейд рассмотрел один их вид - тот, что определяется скрытыми мотивами и намерениями. Но описки и оговорки могут возникать по иной причине - из-за преждевременного вторжения сигналов программы. Обычно этому способствуют утомление, волнение или спешка. Эта функциональная несимметричность имеет важный аспект: «активные» сигналы обеспечивают существенные параметры движения, а «реактивные» - несущественные, технические детали движения.