В ту страшную ночь я поклялась себе в том, что, если Богу будет угодно сохранить мне жизнь, я сделаю все, что в моих силах, для того чтобы мой насильник был пойман и понес наказание. Я перестала думать о своем теле и сосредоточилась на том, чтобы как можно подробнее, вплоть до мельчайших деталей, запомнить его. Я внимательно изучала его лицо: линию волос, брови, подбородок. Я внимательно вслушивалась в его голос, в его речь и в отдельные слова. Я искала какие-нибудь особые приметы — шрамы, татуировки — что-нибудь, что потом должно было помочь мне опознать его. Ночь показалась мне бесконечной, но рано утром, воспользовавшись моментом, когда мой насильник расслабился и утратил бдительность, я, завернувшись в одеяло, выскочила из квартиры. Я выжила. В тот же день для меня началась мучительная работа, целью которой было привлечение к суду моего обидчика. Вместе с работавшим в полиции художником я часами методично просматривала альбомы, заполненные изображениями сотен носов, глаз, бровей, линий волос, ноздрей и губ, вновь и вновь переживая случившееся и вспоминая мельчайшие детали облика насильника, которые вместе должны были создать его полный портрет. На следующий день этот портрет появился на первой полосе местной газеты. Это было уже кое-что. В деле появился первый подозреваемый. Спустя несколько дней в моих руках оказались несколько фотографий, среди которых была и фотография моего насильника. Я узнала его. У меня не было ни малейшего сомнения в этом. Я была уверена на сто процентов. Когда спустя полгода начался суд, я вышла на свидетельское место и, положив руку на Библию, поклялась говорить «правду, одну только правду и ничего, кроме правды». На основании моих свидетельских показаний Рональд Джуниор Коттон был приговорен к пожизненному заключению. Он больше никогда не увидит дневного света. И никогда больше не сможет изнасиловать ни одной женщины. В 1987 г. по инициативе адвоката Коттона состоялось повторное слушание этого дела: заключенный по имени Бобби Пул хвастался тем, что именно он изнасиловал меня. Однако в суде он это отрицал. Когда меня спросили, видела ли я когда-нибудь этого мужчину, я решительно ответила, что вижу его впервые в жизни. Другая жертва изнасилования сказала то же самое. Приговор, вынесенный Рональду Коттону, был пересмотрен: его приговорили к двум пожизненным срокам заключения без права на досрочное освобождение.
Практически — нет. Потому, что все еще нет осознания важности семьи для выживания человечества. Потому, что семья и дети только снижают уровень и качество жизни. Потому, что видимо, нам не избежать предреченного в Апокалипсисе. 2. Начавшееся превращение общества в «коллективного наркомана» и пути преодоления этой проблемной ситуации. Человек, как и машина, время от времени «перегревается» на работе. Кроме того, если его безмерно огорчать — это все равно, что сыпать песок в шестеренки: вот-вот сломается. В обоих случаях требуется отдых, отдых, разрядка-релаксация. И человек с древнейших времен научился делать себе такую разрядку: смена занятий, приобщение к творчеству (в принципе безразлично — какому), катарсис — «возвышение духа» при встрече с подлинным искусством, антикатарсис — «загрязнение духа» при скандале, драке или хотя бы зрелище оных. Назовем все это ясности ради «наркотическим эффектом» мысленного перенесения себя на какое-то время в «мир иной» для отдохновения от трудов и огорчений «мира сего».
Пусть гимнаст работает на кольцах. Вся комбинация движений содержится в его двигательной программе; соответственно ей нужно сделать и стойку на руках. Из программы подается в прибор задающий соответственный приказ, и в нем формируются сигналы, идущие на прибор сличения, где они будут сличаться с афферентными сигналами. Значит, сами они должны быть сенсорно-перцептивной природы - являть собой образ движения. Такой образ обеспечивается прежде всего сигналами проприоцептивными и зрительными; это - «картина» стойки: и ее общего вида, и ее двигательно-технического состава. В прибор сличения поступают и образ движения, и информация от всех рецепторов о выполненном движении. Пусть, выходя на стойку, гимнаст сделал слишком сильный мах и его стало клонить назад - есть опасность опрокинуться. Тогда с прибора сличения поступают на блок пёрешифровки сигналы об излишней тяге назад; они сообщают, что нужно послать сигналы коррекции, выправляющие положение. Такие сигналы поступают, происходит поправка. В следующем цикле кольца сигналы снова сличаются. Может оказаться, что имеет место идеальный случай, означающий, что данный элемент выполнен и можно переходить к выполнению следующего пункта программы. По ходу движения случаются такие ситуации, когда экономичнее не корректировать текущее движение, а перестроить его и пустить по другому руслу - изменить его частную программу. Тогда соответственное решение принимается в микроинтервалы времени, и в этом проявляется двигательная находчивость организма. Т.о., может происходить не только спокойный «спуск» частных программ в задающее устройстве но и экстренная перестройка их. ПРИНЦИП КОРРЕКЦИЙ СЕНСОРНЫХ - использование для регуляции моторного, исполнительного процесса связи обратной в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения. При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений. Название имеет в виду коррекции, вносимые в управляющие мышцами моторные импульсы на основе информации сенсорной о ходе движения. Дело в том, что результат сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от, целого ряда дополнительных факторов. Все они вносят отклонения в запланированный ход движения, а сами не поддаются предварительному учету. В результате цель движения может достигаться, только если в него постоянно будут вноситься поправки, коррекции. А для этого в системе нервной центральной должны непрерывно поступать афферентные сигналы, информирующие о реальном ходе движения, кои затем перерабатываются в сигналы коррекции. Сенсорный опыт, накопленный при решении двигательной задачи, вносит существенный вкладе формирование образа движения, имеющего специфический профессиональный характер (плавность, точность, стабильность). Это явление изучено Н. А. Бернштейном. ПРИНЦИП ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ - принцип, предлагаемый некоей школой научной для объяснения определенного комплекса явлений как лежащий в их основе. Нередко является неким постулатом, в большей или меньшей степени принимаемым на веру в меру затруднительности его обоснования. Так, в психологии как принцип объяснительный может выступать душа. ПРИНЦИП ПАРАЛЛЕЛИЗМА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО - суть eго - в утверждении невозможности причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами: они протекают параллельно и независимо друг от других. Происходящее в сознании соответствует, но не зависит от происходящего в мозговом веществе, и наоборот. На таких позициях стояла психология сознания, имевшая в качестве необходимого дополнения психологию физиологическую. Есть несколько параллелистических решений, различающихся по важным, но все же дополнительным утверждениям: