Воспоминания свидетелей будут наиболее полными, если интервьюер активизирует их память, попросив реконструировать обстановку, в которой произошло событие. Поможет им живо представить себе место действия и свои мысли и чувства в тот момент. Даже демонстрация фотографий, сделанных на месте преступления, например фотография расчетного узла, на которой запечатлен человек, стоящий на том самом месте, на котором стояла ограбленная кассирша, может способствовать безошибочным воспоминаниям (Cutler & Penrod, 1988). Не перебивая свидетеля и предоставив ему неограниченное время для того, чтобы он мог рассказать обо всем, что приходит ему в голову, интервьюер затем «подстегивает» его память вопросами, заставляющими вспомнить детали («В его голосе не было ничего необычного? А в его внешности или в одежде? Вам ничего не бросилось в глаза?»). Когда Фишер и его коллеги обучили полицейских интервьюеров именно такой методике, беседы со свидетелями стали в 1,5 раза более информативными, а количество ложных воспоминаний при этом не увеличилось (Fisher et al., 1989, 1994). Выполненный впоследствии статистический анализ результатов 42 исследований подтвердил вывод о том, что в ходе когнитивного интервью вспоминается значительно больше деталей, а точность воспоминаний при этом не страдает (Kohnken et al., 1999). Эти результаты оказались настолько убедительными, что теперь большинство детективных агентств Северной Америки и все детективные агентства Англии и Уэльса пользуются именно этой методикой проведения когнитивных интервью (Geiselman, 1996; Kebbell et al., 1999). Сейчас она включена и в программу обучения сотрудников ФБР (Bower, 1997). (Доказано, что эта методика полезна и при составлении истории болезни, и при проведении репортажей.) (— Вот он! Он самый!... Разве можно не узнать эту дурацкую шляпу?!) Какое опознание можно назвать честным? С точки зрения подозреваемого, пишут Джон Бригэм, Дэвид Риди и Стэйси Спайер, опознание тогда можно назвать честным, когда «все его участники имеют примерно одинаковые внешние данные». (Источник: Brigham, Ready & Spier, 1990)
Уточним, что речь идет не только об «индустрии моды». Существуют табачные монополии, вино-водочные синдикаты, наркобизнес. У каждого — свои методы завоевывания рынка. Вплоть до «иглы» насильно, несколько раз, пока не потянет самого (саму), как с девочкой, которую сутенер кулаками превращает в безразличную ко всему шлюху. Вплоть до хорошо отлаженной системы спаивания, сживания с лица Земли наркотиками целых народов земного шара, начиная с русского. Что получается в конечном итоге? Общество, перешедшее к городскому образу жизни, год за годом постепенно превращается как бы в «коллективного наркомана» — с соответствующими «кайфом», «ломкой» и неизбежным концом.
Идеи принципа системности по-своему разрабатывались представителями разных психологических школ и направлений. ПРИНЦИП СУБЪЕКТНОСТИ ОТРАЖЕННОЙ - экспериментальный подход к исследованию личности индивида как субъекта идеальной представленности в жизнедеятельности других людей (-> персонализация). Разработан В.А. Петровским. В отличие от традиционных методов исследования личности, при применении принципа субъектности отраженной методики и тесты обращены не к индивиду, чья личность фактически интересует экспериментатора, а к другим людям (именуемым испытуемыми) - носителям субъектности отраженной исследуемого индивида. Исследуемый может находиться вне экспериментальной ситуации, не зная о том, что его изучают. Об этом неизвестно и испытуемым. Согласно этому принципу экспериментатор с помощью подходящих методик (опросников психосемантических, проективных, личностных и пр.) оценивает или измеряет психологические особенности испытуемых. Затем эксперимент продолжается в условиях реального или идеального присутствия Исследуемого. При описании экспериментов во избежание смешения с испытуемыми слово «Исследуемый» пишется с прописной буквы. Изменения в индивидуальных проявлениях испытуемых служат характеристикой личности Исследуемого. Принцип субъектности отраженной не исключает, но предполагает использование других методов исследования личности. Среди способов репрезентации Исследуемого испытуемым выделяются следующие: 1) реальное взаимодействие Исследуемого с испытуемым в пределах экспериментальной ситуации; 2) присутствие Исследуемого без его вмешательства в деятельность испытуемого и в сложившуюся ситуацию; 3) материализованные репрезентации Исследуемого испытуемому: предъявление фотографий, фонограмм голоса, символизирующих Исследуемого предметов и пр.;