ПСИХОАНАЛИЗ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ - считает главной проблемой обретение личностью психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить и нивелировать личность, в связи с чем человек чаще всего «убегает от свободы» - ведь бытие самим собой означает возможность риска, отказа от привычной стереотипной безопасности. И человек становится конформистом или авторитаристом, считая, что это и есть свобода. Тем самым он лишает себя настоящей, полноценной жизни, подменяя истинные ценности мнимыми, среди коих главной оказывается ценность обладания чем-либо. ПСИХОАНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИЙ (психоанализ обучающий, психоанализ учебный) - установленная З. Фрейдом форма и традиция подготовки специалистов, обеспечивающая прохождение курса психоанализа всеми претендентами на приобретение квалификации психоаналитика. При прохождении психоанализа дидактического (как правило, в течение месяца) будущие психоаналитики играют роль клиентов и вместе изучают совокупность теоретико-познавательных основ, принципы, приемы, методику, технику и организационные формы психоаналитической терапии. ПСИХОАНАЛИЗ СТРУКТУРНЫЙ - одно из направлений современного психоанализа, основанное на использовании идей З. Фрейда об особом значении языка для характеристики бессознательного и для терапии заболеваний психонервных, а также на ряде положений лингвистики структурной, антропологии и философии. Его создатель, французский исследователь Жан Лакан, при давал большое значение идее неразрывности связи различных проявлений культуры с функциями языка и символикой. Принципиальное значение имело предложенное им новое понимание бессознательного, сводимое к двум формулам: 1) бессознательное - это речь Другого; 2) бессознательное структурировано как язык. Трактовка структуры личности подобна Фрейдовской, но представлена в виде триады Реальное - Воображаемое - Символическое, что привело к изменениям концептуального и методологического подходов. Терапия направлена преимущественно на языковую проработку словесных проявлений и обнаружение судьбоносных предначертаний. ПСИХОАНАЛИЗ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ - совокупность психоаналитически ориентированных воззрений и концепций, направленных на расширительную интерпретацию феноменологических компонент психоанализа и переосмысление его на базе феноменологической концепции сознания. ПСИХОАНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ - одно из психоаналитически ориентированных философских учений, основанное на комбинации модифицированных идей З. Фрейда и «фундаментальной онтологии» Мартина Хайдеггера; направлено на рассмотрение человека как тотальности, обладающей определенным смыслом. Для психоанализа экзистенциального характерно понимание сознания как сути человеческого бытия и стремление к осмыслению человеческой реальности через будущее, а не прошлое. Отвергается понимание человека как априорно сексуального существа, критикуются психоаналитические теории бессознательного и аффектов. К числу существенных заслуг Фрейда психоанализ экзистенциальный относит установление и расшифровку скрытой символики человеческого поведения. Ныне психоанализ экзистенциальный - один из важных каналов распространения классических и модифицированных идей психоанализа.
Наконец, третье покушение нам продемонстрировал летом 2000 года журнал «Футурист», поместив на обложке симпатичную японку с черным квадратом 5x5 см, прикрепленным к дужке очков сверху наискосок от правого глаза. И со странными громоздкими перстнями на всех десяти пальцах обеих рук, перевитыми сложной сетью каких-то проволочек.
В экспериментальных условиях личностные качества и общие установки присяжных проявляются только тогда, когда доказательная база неоднозначна. Однако, как отмечают Гари Моран и его коллеги, «разве вы не приветствовали бы научный подход к отбору присяжных, если бы вам грозила смертная казнь, хоть вам и известно, что он прогнозирует поведение присяжных лишь чуточку надежнее, чем ваш адвокат?» И тем не менее наибольшее значение имеют обстоятельства дела, и в первую очередь — улики и свидетельские показаний. Вот как формулируют эту мысль Сакс и Хасти: «Человеческое поведение наводит на мысль о том, что, хотя все мы, в том числе и присяжные, — неповторимые индивидуальности, различия, существующие между нами, ничтожны по сравнению со сходством. Более того, ситуации, с которыми сталкиваются люди, отличаются друг от друга значительно больше, чем они сами» (Saks & Hastie, 1978, p. 69). Присяжные, наделенные правом выносить смертные приговоры Если дело слушается при ограниченном доступе публики, приговор может зависеть от состава жюри присяжных. Люди, не имеющие принципиальных возражений против смертной казни и именно поэтому допускающиеся к участию в рассмотрении дела, по которому возможно вынесение смертного приговора, более склонны поддерживать обвинение, считать, что суд «церемонится» с преступниками, и возражать против защиты конституционных прав обвиняемых (Bersoff, 1987). Короче говоря, сторонники смертной казни больше озабочены борьбой с преступностью, чем соблюдением процессуальных норм. Когда суд дает отвод потенциальным присяжным, у которых есть «нравственные противопоказания» против смертной казни, т. е. делает то, чего предпочли не делать прокуроры, участвовавшие в рассмотрении дела О. Джей Симпсона, он формирует жюри, которое, скорее всего, вынесет обвинительный приговор.