Вместо того чтобы обкрадывать своих потомков, не могли бы мы задуматься о более устойчивом развитии и потреблении? Чем могут помочь в решении экологических проблем социальные психологи? Ни для кого не секрет, что эти проблемы — результат деятельности людей: ведь это мы пользуемся спортивными автомобилями, загрязняющими воздух выхлопными газами, едим мясо животных, которых откармливают зерном, и с помощью техники уничтожаем леса. Давайте сначала рассмотрим проблему, а затем — некоторые возможные пути ее решения. Превышение потенциальной емкости экологической системы Более 200 лет тому назад Роберт Мальтус предвидел наступление такого момента, когда народонаселение Земли превысит потенциальную емкость ее экологической системы. Благодаря техническому прогрессу в промышленности и в сельском хозяйстве предсказание Мальтуса о том, что людей на нашей планете будет больше, чем еды, пока что не сбылось. Пока что. Однако задумайтесь над следующими фактами. <Покупай как можно больше. Обращение к владельцу кредитной карты, 2000>
Анализ адекватности прогнозной модели 81
2) какими факторами оно определяется внутренними или внешними? 3) ориентировано ли оно в определенных направлениях, или же формируется в зависимости от обстоятельств? Независимо от силы выдвигаемых доводов и строгости аргументации, каждый из подходов имеет свою историю, вписывается в определенный социально-экономический контекст и связан с определенными философскими мировоззрением и взглядом на человека. Является ли поведение врожденным или приобретенным? Многие направления, в частности этология и особенно социобиология, а также гештальт-психология, придают важное значение врожденным факторам в становлении различных форм поведения. Психология гуманистическая полагает, что человек рождается с тенденцией максимально реализовать свои возможности. Психоанализ, напротив, утверждает, что даже если некоторые инстинкты наследуются, главная роль в формировании личности принадлежит событиям, пережитым в детстве. Таких же взглядов придерживается конструктивизм. По его мнению, наследуется только способ функционирования интеллекта, ибо интеллект может развиваться лишь путем ряда приобретений - результатов взаимодействий индивида с различными предметами, преимущественно в первые 12 лет жизни. Психология социальная и особенно бихевиоризм считают, что становление личности в большой мере зависит от взаимодействий со средой - как физической, так и социальной. Является ли развитие индивида направленным? Многие направления выдвигали идею о поэтапном развитии, при коем все индивиды проходят определенные стадии в одинаковой последовательности. Сюда относятся, например, психоанализ - с концепцией развития личности, и конструктивизм - с концепцией развития интеллекта. Этология и социобиология считают, что поведение определяется прирожденной программой, где точно зафиксированы направления развития основных форм поведения. Психология гуманистическая тоже считает, что направление развития организма предопределено и стремится он к единственной цели - достижению полного расцвета. Некие теоретики говорят даже о преднамеренности в характере развертывания различных стадий жизни. Лишь бихевиоризм сводит развитие к реакциям на последовательные ситуации и выработке рефлексов условных при разнообразных обстоятельствах, с коими сталкивается индивидуум, независимо от того, в какой момент жизни это случается.