Хотя нынешняя экологическая ситуация и такова, что нам следовало бы быть скромнее в своих желаниях, материализм [Читатели, должно быть, уже поняли, что в данном контексте автор употребляет термин «материализм» как синоним «вещизма», «приобретательства», «погони за материальными благами». — Примеч. перев.] торжествует, и особенно это заметно в США. Согласно результатам опроса общественного мнения, проведенного институтом Гэллапа, 50% респондентов-женщин, более 60% респондентов-мужчин (в целом 80% респондентов), зарабатывающих более $75 000 в год, хотели бы быть богатыми (Gallup Poll, 1990). Когда в 1987 г. Roper Organization спрашивала у респондентов, каким должен быть их ежегодный доход, чтобы они могли осуществить все свои мечты, «средний американец» назвал сумму, равную $50 000. В 1996 г. она возросла до $90 000 (Schor, 1998). Считайте это сегодняшней американской мечтой: жизнь, свобода и счастье, купленное за деньги. Расцвет материализма пришелся на 1970-е-1980-е гг. Наибольшее впечатление производят результаты ежегодных опросов, проводимых совместно Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе и Советом по образованию среди примерно 250 000 первокурсников. Количество согласившихся с утверждением, что «очень важной» причиной их поступления в колледж является желание «больше зарабатывать», возросло с 50% в 1971 г. до почти 75% в 2000 г. А количество полагающих «очень хорошее финансовое положение» «самым важным» фактором возросло с 39% в 1970 г. до 74% в 2000 г. (рис. В.2). По сути, эти данные свидетельствуют о катастрофическом уменьшении числа молодых людей, считающих, что «в жизни должна быть ясная цель». Материализм одержал победу над духовностью. Рис. В.2. Материализм побеждает духовность. (По данным Dey, Astin & Korn, 1991, и ежегодных опросов более 200 000 первокурсников американских колледжей. Общее количество респондентов — около 7 миллионов)
Верификация оппонентом 122
1) теория двух факторов Ч. Спирмена - согласно коей в каждом виде деятельности явлен как общий для любой из них фактор, так и специфический, надобный лишь для данного вида деятельности; 2) теории мультифакторные - отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр первичных умственных способностей (скорость восприятия, память ассоциативная и пр.). Однако как бы ни совершенствовались тесты и их обработка, они сами по себе не способны объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах за всю историю психологии дифференциальной был остро дискуссионным. В зарубежной психологии дифференциальной долгое время господствовало убеждение в биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось при этом наследственности и созреванию организма, а зависимость индивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности, социально-экономических и культурных условий ее развития не учитывалась. Ныне для психологии дифференциальной характерно интенсивное развитие новых подходов и методов - и экспериментальных, и математических. Наряду с умственными различиями между индивидами широко исследуются различия творческих и организаторских способностей, общей структуры личности, сферы мотивационной. Важное место отводится выявлению корреляций (-> анализ корреляционный) между свойствами психологическими - с одной стороны, и физиологическими и биохимическими - с другой. Большая работа ведется и отечественными учеными. Факты и выводы, полученные психологией дифференциальной, имеют важное значение для решения многих практических задач: отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и пр. ПСИХОЛОГИЯ ДОНАУЧНАЯ - собственно донаучный этап развития психологии начался с вопроса, поставленного эллинской философией: что же есть душа - самостоятельная субстанция или же свойство другой субстанции (материи)? Завершился этот этап лишь в конце XIX в. Это было время по преимуществу философских размышлений о душе: душа была предметом интеллектуального анализа, но не объектом изучения. Бурное развитие наук естественных, особенно физиологии и медицины, остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования, а ряд открытий подтвердил наличие бессознательной психической жизни. Все это обусловило появление качественно нового этапа развития - появление психологии научной. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА, ПОКАЗАНИЯ (психология допроса и показаний) - судебной раздел психологии, изучающий психологические закономерности получения, фиксации, оценки представителями правоохранительных органов значимой для установления истины информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. Допрос рассматривается как специфическая, регламентированная законом форма общения, имеющая характер сотрудничества или противоборства. Особенно активно разрабатываемые вопросы: