То, что экономический рост в богатых странах не приносит удовлетворения их гражданам, — действительно поразительный факт. Еще более поразительна закономерность, проявляющаяся в том, что индивидуумы, наиболее активно стремящиеся к богатству, чувствуют себя менее благополучными, — закономерность, которая «очень четко проявляется во всех культурах, которые я изучал», пишет Ричард Райан (Ryan, 1999). Его коллега Тим Кассер, обобщая результаты их совместных исследований, приходит к выводу о том, что подобные ощущения типичны для всех людей, которые предпочитают собственное материальное благополучие «человеческим отношениям, самосовершенствованию и заботе об общественном благе» (Kasser, 2000). Результаты исследований Кассера и Райана (Kasser & Rayan, 1993, 1996) и их коллеги из Германии Петера Шмука (Schmuck, 2000) подтверждают результаты более ранней работы Перкинса (H. W. Perkins, 1991), который, проведя опрос 800 выпускников колледжа, показал, что среди тех из них, кто, разделяя нравственные ценности яппи, предпочел дружеским и семейным узам финансовый и профессиональный успех и престиж, считающих себя «весьма» или «очень» несчастными было в 2 раза больше людей, чем среди остальных их бывших соучеников. <Зачем тратить деньги на то, без чего можно прожить, и труд — на то, что не приносит удовлетворения? Евангелие от Исайи 55:2> Прервите чтение и задумайтесь: какое событие минувшего месяца принесло вам как личности наибольшее удовлетворение? Кен Шелдон и его коллеги задавали этот и другие вопросы (о событиях минувшей недели и минувшего семестра) группе студентов университета (Sheldon et al., 2001). Затем они просили респондентов оценить, в какой мере наиболее знаменательное для них событие удовлетворило десять их различных потребностей. В качестве эмоциональных потребностей, с наибольшей полнотой удовлетворяющих им, студенты назвали самооценку, близость с окружающими и самостоятельность (чувство контроля над событиями собственной жизни). Деньги и роскошь как факторы, прогнозирующие удовлетворенность, оказались в самом конце списка, т. е. получили наименьшие рейтинги.
Время упреждения (35)
1) искусства сценического как одного из способов познания человека; 2) специфической двойственностью эмоций, переживаемых и актером, и зрителем; 3) «незримых» взаимоотношений автора и режиссера со зрителем. ПСИХОЛОГИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ - отрасль психологии юридической, изучающая особенности деятельности психической в условиях применения уголовного наказания и перевоспитывающих мероприятий, - условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей (преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях): 1) свойства интеллектуальные и личностные; 2) процесс адаптации к пребыванию в исправительных учреждениях; 3) состояния психические, вызываемые лишением свободы; 4) методы воспитания положительного отношения к труду;