Способствует ли экономический рост росту психологического комфорта? Стабильно ли счастье, связанное с богатством? Долго ли чувствовали себя более счастливыми Фрэнк и Ширли Мэй Капачи, выигравшие в 1998 г. в лотерею Powerball 195 миллионов долларов? Скорее всего, не так долго, как им казалось сначала. Как правило, победителям лотерей их выигрыши приносят лишь временную радость (Brickman et al., 1978; Argyle, 1986). Каким бы сильным ни был восторг, в конце концов эйфория проходит. Точно так же люди, чей доход увеличился за минувшее десятилетие, сегодня чувствуют себя не более счастливыми, чем те, с которыми этого не произошло (Diener et al., 1993). Как пишет Ричард Райан, «период полураспада подобной удовлетворенности очень короток» (Ryan, 1999). Если человек не живет в окружении богачей, его сожаления по поводу своего примитивного существования тоже могут быть непродолжительными. Вот что пишет по этому поводу Роберт Франк:
Верификация учетом ошибок 123
8) разработка методов психодиагностики, ориентации профессиональной и отбора специалистов операторского профиля, их обучения и расстановки кадров; 9) анализ и оптимизации процессов обучения операторов. 10) инженерно-психологическое проектирование и психологическое обеспечение научной организации труда. В ходе развития психологии инженерной произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению деятельности в целом; от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы; от машиноцентрического подхода - к антропоцентрическому. В 50-е гг. основной предмет исследований психологии инженерной составляли процессы восприятия отдельных элементов приборов; в 60-е гг. - процессы восприятия показаний прибора в целом; в 70-е гг. перешли к исследованию взаимодействия оператора с многокомпонентными системами отображения информации. Ныне исследуются сложные процессы взаимной адаптации человека и управляемой системы. В зависимости от степени ответственности человека и сложности системы управления эта адаптация может реализоваться на разных уровнях. Разработанные методы индивидуальной адаптации применяются также в учебных информационных средствах для школьников со сложными аномалиями зрения. Внедрение научных результатов психологии инженерной в практику хозяйства производится путем инженерно-психологического проектирования рабочих мест операторов, пультов управления, средств и систем отображения информации. Сформулирован ряд общих принципов синтеза таких систем: оптимальная лаконичность, автономность, структурность; акцент на элементах контроля и управления и их взаимном соответствии; разделение детальной и интегральной информации во времени и в пространстве; индивидуально-оперативная адаптация потока сигналов к темпу работы, и пр. В психологии инженерной выделяются: 1) внешние факторы сложности деятельности;