Однако, продолжая добиваться успехов, мы скоро привыкаем к ним. Те нейтральные события, которые прежде воспринимались как хорошие, и те, которые вообще не привлекали внимания, ныне воспринимаются как депривация. Подобная трактовка помогает понять, почему, несмотря на то что в течение нескольких последних десятилетий произошел быстрый рост его реальных доходов, среднестатистический человек не стал счастливее. Многим из нас феномен адаптации к определенному уровню знаком не понаслышке. Более высокая покупательная способность, более заметные академические успехи и возросший социальный престиж прививают вкус к удовольствиям. Но очень быстро они перестают радовать. И теперь, чтобы получить удовольствие, нам нужно нечто большее. Как писали в свое время Филип Брикман и Дональд Кемпбелл, «стоит лишь задуматься над удовлетворением, которое мы получаем от какого-либо достижения, как на смену ему в конце концов приходят новое безразличие и еще более сильная тяга к более значительным достижениям» (Brickman & Campbell, 1971). Социальное сравнение
Группа, экспертная 73
3) изучение законов отражения психического и развития психического при использовании компьютеров; 4) совершенствование моделей концептуальных различных видов активности психической. Основная прикладная задача психологии компьютеризации - разработка психологических основ создания эффективных компьютеризованных систем. Имеются общие и специфические для определенной области предметной основы компьютеризации, - например, для обучения, управления, проектирования, научных исследований. Центральное положение психологической модели мышления в контексте компьютеризации - тезис о неалгоритмической природе мышления. Сущность мышления творческого не сводится к алгоритму, она проявляется прежде всего в ломке старых и создании новых алгоритмов, в осуществлении мышления способом, отличным от алгоритмических процедур. Неалгоритмическая модель есть модель мышления как деятельности, где развертываются процессы целеобразования, смыслообразования и мотивообразования, выражающие ее творческую природу. При оценке уже достигнутого уровня интеллектуальности компьютера, проектов его совершенствования, обосновании выбора конкретного варианта компьютеризации важно учитывать психологические характеристики деятельности интеллектуальной, кои не воспроизводятся в «интеллектуальных» компьютерных системах: мотив, регуляция эмоциональная, целеобразование. Из психологических принципов организации взаимодействия человека и компьютера наибольшее внимание уделяется принципу индивидуализации. Компьютеризация имеет определенные психологические последствия - совокупность изменений, порождаемых ею в психике. Эти изменения значительны и относятся к познавательным и к эмоционально-мотивационным процессам, к сознанию и бессознательному, к личности и индивидуальности. Изменения могут быть ситуативными и устойчивыми, прямыми и побочными. Изучение последствий компьютеризации и организация использования компьютеров с их учетом - одна из актуальных задач психология компьютеризации. ПСИХОЛОГИЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ - раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи - консультирования. Исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у клиента можно актуализовать дополнительные психологические силы и способности, кои в свою очередь могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Соответственно психология консультативная пытается ответить на пять основных вопросов: 1) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью - клиентом, и человеком, ее оказывающим - консультантом;