К специфической проблематике психологии творчества относится: 1) изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, активности надситуативной; 2) изучение индивидуально-психологических особенностей, проявляемых в процессе творчества, - способностей, таланта, гениальности и пр.; 3) изучение влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив (-> фацилитация социальная); 4) изучение факторов, способных стимулировать творческую активность, - дискуссии групповой, атаки мозговой, некоих психофармакологических средств, и пр. Важнейшие положения теории и психологии творчества таковы: 1) понимание художественного произведения есть повторение процесса творчества; 2) всякое понимание есть непонимание и предполагает дальнейшую интерпретацию со стороны воспринимающего человека;
Метод индивидуальной экспертной оценки 106
Метод мнимого источника информации (Bogus pipeline). Метод, к которому прибегают экспериментаторы для выяснения истинных установок испытуемых. Сначала испытуемых убеждают в том, что в распоряжении исследователя есть некий прибор для измерения психологических реакций, который «умеет» определять по ним их личные установки. Затем их просят предсказать, какие ответы он даст. В результате испытуемый «разоблачает» себя. Моральная эксклюзия (Moral exclusion). Восприятие определенных людей или групп как находящихся за пределами той «территории», на которой действуют нравственные ценности воспринимающего и его представления о справедливости. Противоположностью моральной эксклюзии является моральная инклюзия — восприятие других как находящихся в зоне действия моральных принципов воспринимающего. Мышление, противоречащее фактам (Counterfactual thinking). Воображаемые ситуации, которые могли бы быть, но не сложились.