Теория (Theory). Обобщенная совокупность принципов, на основании которых объясняют и прогнозируют наблюдаемые явления. Теория атрибуции (Attribution theory). Совокупность представлений о том, как люди объясняют поведение окружающих, в частности, приписывают ли они его причины внутренним диспозициям (личностным качествам, мотивам или установкам) или внешним, ситуативным обстоятельствам. Теория привлекательности как следствия вознаграждения (Reward theory of attraction). Теория, согласно которой мы любим тех, чье поведение является для нас вознаграждением, или тех, кого мы ассоциируем с событиями, которые мы воспринимаем как вознаграждения.
5) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного - мысли и чувства, могущие легко осознаться; 6) бессознательное низшее - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр. Важную роль играет также понятие субличностей - как бы относительно независимых, более или менее развитых личностей внутри человека; они могут соответствовать ролям, кои человек играет в жизни. В ходе терапии клиент узнает о различных составляющих своей личности и научается отличать их от самого себя - «мое, но не я» - посредством специальных процедур, благодаря чему возможно расширение поля сознания вплоть до всего объема бессознательного и до постепенного раскрытия своего объединяющего психологического центра. ПСИХОСИНТЕЗ СЕНСОМОТОРНЫЙ - управление состоянием и сознанием субъекта в процессе особого диалога суггестивного. Заключается в поэтапном формировании у него целостного образа моделируемой действительности посредством специальной последовательности тестовых заданий, предполагающих концентрацию внимания на ощущениях, переживаниях и представлениях, возникающих при их решении. В отличие от классических суггестивных техник, традиционно ориентированных на подавление у индивида активности механизмов сознательного контроля, диалог суггестивный служит формой организации сознательных усилий субъекта на повышение эффективности суггестивных приемов. В ходе диалога психолог получает информацию о состоянии и переживаниях субъекта, необходимую для оценки качества решения текущих заданий, корректировки хода процесса, подбора следующих задач с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Субъект психосинтеза, в свою очередь, информируется о причинах неудач и о путях преодоления ошибок. Техника психосинтеза сенсомоторного включает в себя приемы интрамодального, интермодального и сенсомоторного синтеза компонент конструируемого образа. В ходе интрамодального синтеза вызываются ощущения некоей одной модальности; затем модальности объединяются, интегрируются в целостный образ. На следующем этапе применяются приемы интермодального синтеза, опирающегося на механизмы сенсибилизации и синестезии, что дополняет формируемый образ ощущениями других модальностей. Психосинтез сенсомоторный направлен на интеграцию активности систем сенсорных и двигательной активности субъекта соответственно структуре и логике конструируемого образа и моделируемой действительности. Так, формирование у испытуемого образа иллюстрированного журнала может начаться с ощущений тактильных: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Далее активируется система перцептивная, позволяющая дополнить образ компонентами зрительной модальности. В структуру образа могут включаться ощущения запаха типографской краски и шелеста страниц. Динамика состояния сознания в ходе психосинтеза сенсомоторного сопровождается такими изменениями функционирования механизмов рефлексии, при коих партнер по взаимодействию (психолог) воспринимается субъектом только как собеседник во внутреннем диалоге, как часть собственного Я, а речевые инструкции - как собственные мысли, ощущения и переживания.