ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ - концепция психического развития человека, разработанная в 20 - 30-ые гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии. При ее формировании был критически осмыслен опыт гештальт-психологии, французской психологической школы, прежде всего Ж. Пиаже, а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении и пр. Теория ориентировалась на марксистскую философию. Согласно этой теории, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической - совместной со взрослым и опосредованной знаками - деятельности. В итоге прежняя структура функций психических как «натуральных» изменяется - опосредуется интериоризованными знаками, психические функции «окультуриваются». Внешне это проявляется в том, что они становятся осознанными и произвольными. Так интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в ходе экстериоризации, когда на основе функции психической строится «внешняя» социальная деятельность. Как универсальное орудие, изменяющее психические функции, выступает языковой знак - слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического (-> символ) характера процессов когнитивных у человека. Для проверки основных положений теории была разработана «методика двойной стимуляции», с помощью коей моделировался процесс знакового опосредования, прослеживался механизм вращивания знаков в структуру функций психических - внимания, памяти, мышления. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ - Согласно Г. С. Салливану - система представлений, в коих решающая роль в появлении особенностей личности и психологических расстройств приписывается отношениям межличностным. Типичные межличностные ситуации выступают некоими матрицами для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. Признается, что при изменении отношений социальных (межличностных) можно достигнуть гармонизации личности, что и ставится целью психотерапии. Согласно К. Хорни - система представлений, развиваемых в дискуссии со многими положениями З. Фрейда, Были отвергнут пансексуализм и положение о фатальной роли детства в формировании характера и неврозов; достигнуто понимание роли культурной среды в появлении неврозов. Согласно Э. Фромму - система представлений, в коих постулируется ведущая роль бессознательных побуждений в человеческом поведении, но, отлично от теории З. Фрейда, они рассматриваются как обусловленные социально, а не биологически. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, служащие источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация коих приводит к образованию различных типов характера и появлению неврозов. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ИМПЛИЦИТНАЯ (наивная концепция личности; теория личности здравого смысла) - 1. В широком смысле - совокупность неявных представлений человека или группы людей о структуре и механизмах функционирования личностных образований. 2. В узком смысле - неявные представления о связях между чертами личностными.