4. Уровень D-уровень действий предметных. Это - корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами. Практически имеется лишь у человека. Сюда относятся вся деятельность орудийная, все манипуляции с предметами и пр. Характерная особенность таких движений - их сообразование с логикой предмета: уже не столько движения, сколько действия, в коих задается не двигательный состав, а лишь конечный предметный результат. Способ выполнения действий и набор двигательных операций здесь безразличен. 5. Уровень Е - последний, самый высокий. Это - уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь - речевых движений, движений письма и пр. Эти движения определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом. Важные замечания о функционировании уровней: 1) в организации сложных движений обычно участвуют несколько уровней - уровень ведущий и все нижележащие; в сознании человека явлены лишь те компоненты движения, кои строятся на ведущем уровне, - работа нижележащих, «фоновых» уровней, как правило, не осознается; 2) формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях; ведущий уровень определяется смыслом, или задачей движения. ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ - общепсихологическая система представлений, выделяющая в качестве центрального объяснительного понятия принцип установки. Создана в трудах грузинского советского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы (А.С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе и пр.). По Узнадзе установка, это «целостная модификация субъекта», его готовность к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Установка возникает при «встрече» двух факторов - потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. Когда импульсивное поведение наталкивается на некие препятствия, оно Прерывается и начинает функционировать специфический для сознания человека механизм объективации, благодаря коему человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как объективному и независимому от него. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности психической. Для их исследования экспериментального предложен метод фиксации, различные варианты коего применяются при анализе развития:
F Prevision (procpective) exploratiore Прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем.
- определение Социальная среда и агрессия Социальная фасилитация