1) торможение индукционное (внешнее) - экстренное прекращение условно-рефлекторной деятельности при воздействии посторонних стимулов; его биологическое значение - преимущественное обеспечение реакции ориентировочной на неожиданно возникший раздражитель; 2) торможение запредельное (охранительное) - возникает при действии стимулов, возбуждающих соответственные корковые структуры выше им присущего предела работоспособности, и тем обеспечивает возможность ее сохранения или восстановления. ТОРМОЖЕНИЕ ПРОАКТИВНОЕ (торможение прогрессивное) - затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности - тем больше, чем более схож новый материал с тем, что был уже заучен; интегральный процесс нервный, замедляющий научение вследствие того, что ответы, относящиеся к предыдущим элементам материала, тормозят ответы, относящиеся к последующим его элементам. Термин предложил французский психолог М. Фуко (1928), опиравшийся на введенное И. П. Павловым понятие торможения внутреннего (условного), выделенное наряду с торможением внешним и торможением охранительным (предохраняющим центры нервные от переутомления). Как его синоним иногда используется термин «торможение прогрессивное» (внутреннее). Влияние торможения проективного на ответ тем сильнее, чем больший объем материала заучен до текущего элемента и чем более сложной и сходной с текущей была предыдущая деятельность. ТОРМОЖЕНИЕ РЕТРОАКТИВНОЕ (торможение регрессивное) - негативное влияние деятельности, шедшей вслед заучиванию, на последующее воспроизведение заученной информации. Обусловлено интегральным процессом нервным, замедляющим научение в результате того, что ответы на последующие элементы запоминаемого материала оказывают тормозящее влияние на ответы, относимые к предшествующим его элементам - происходит забывание ранее полученного материала под влиянием последующего заучивания. Термин предложен М. Фуко (1928). Многочисленные исследования установили, что влияние торможения ретроактивного на ответ тем сильнее, чем большее число элементов было заучено после подлежащего воспроизведению элемента и чем более сложной и сходной с воспроизводимой была последующая деятельность. Сила торможения ретроактивного возрастает: 1) при высокой степени сходства между материалом для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности; 2) при значительной интересности этой деятельности;
E Long-term (longrange) forecast
- косвенный способ - общие представления - примеры