<Представления о будущем столь безоблачны, что могли бы смутить и Полианну. [Героиня одноименной детской книги Э. Портер (1913), неисправимая оптимистка. Имя Полианна стало нарицательным — символом ничем не оправданного оптимизма. — Примеч. ред.] Шелли Е. Тэйлор, Позитивные иллюзии, 1989> Линда Перлофф пишет о том, как неоправданный оптимизм делает нас уязвимыми (Perloff, 1987). Веря в собственный «иммунитет» против неудач, мы пренебрегаем адекватными мерами предосторожности. Согласно данным одного опроса, 137 пар, пожелавших вступить в брак, точно предсказали, что половина из них впоследствии разведутся, однако для себя такую возможность большинство исключили (Baker & Emery, 1993). Сексуально активные студентки старших курсов, которые пользуются контрацептивами нерегулярно, считают, что уж им-то, в отличие от других женщин в их университете, нежелательная беременность не грозит (Burger & Burns, 1988). Люди, с усмешкой посматривающие на ремни безопасности, не верят в то, что курить вредно, неразборчивы в связях и напоминают нам о том, что неоправданный оптимизм, как и гордыня, до добра не доводит. <Боже, дай нам милость примириться с тем, что мы изменить не в силах, мужество, чтобы изменить то, что мы можем изменить, и мудрость, чтобы мы могли отличить одно от другого. Рейнхольд Нибур, Молитва спокойствия, 1943>
Исследования андрогинных индивидов еще продолжаются, и у нас, безусловно, есть основания проявлять осторожность, прежде чем однозначно высказываться в пользу данного стиля поведения. Тем не менее большая часть собранных на сегодняшний день данных позволяет предположить, что люди, способные выйти за рамки традиционных гендерных ролей, могут более комфортно и эффективно функционировать в самых различных ситуациях. Андрогинные индивиды имеют выбор из более широкого репертуара мужских и женских ролей. Они могут быть как независимыми, настойчивыми, так и заботливыми или нежными, руководствуясь не гендерно-ролевыми нормами, а в первую очередь стремлением обеспечить и себе и другим наиболее полное личное удовлетворение в каждой конкретной ситуации. <Задайте себе вопрос. Считаете ли вы, что в процессе социализации вас приучали к стереотипным гендерным ролям или же что вы воспитывались в атмосфере поощрения андрогинного поведения?> Резюме главы Мужчина и женщина, мужественность и женственность — Процесс, посредством которого определяется наша принадлежность к мужскому или женскому полу, и характер влияния половой принадлежности на наше поведение как в сексуальной, так и в других сферах жизни, отличается крайней сложностью. — Пол представляет собой биологическую принадлежность к числу мужчин или женщин и проявляется в различных физических признаках (хромосомы, внутренние репродуктивные структуры, гениталии и т. д.) — Гендерная принадлежность в добавление к биологическому полу охватывает и круг специфических психосоциальных значений, или, иными словами, нашу маскулинность или фемининность. Концепция маскулинности и фемининности включает гендерные предписания, касающиеся поведения людей в зависимости от их биологического пола. — Под гендерной идентичностью понимают индивидуальное субъективное ощущение себя мужчиной или женщиной.