Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.,1987. Очерки по истории теоретической социологии XIX—нач. XX вв. М., 1994. Парыгин Б. Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
D Charakteristik des Prognoseobjektes
3) от времени решения каждой задачи; 4) от относительной трудности задач; 5) от отношения субъекта к прерванной деятельности; 6) от его заинтересованности в выполнении задания, и пр. Но он наблюдается не всегда. Оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершенные задачи, а при слабой мотивации - прерванные. Эти эксперименты породили дальнейшие исследования влияния на процессы памяти уровня притязаний и самооценки личности. Было доказано, что при адекватной самооценке эффект действия незавершенного соблюдался, а при повышенной или пониженной самооценке - нет. Несмотря на большой экспериментальный материал, эффект не имеет окончательного объяснения. ЭФФЕКТ КРАЯ - явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине. Установлен немецким психологом Г. Эббинхаузом и подтвержден исследованиям и многих психологов. Эффект края проявляется как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении. Согласно французскому психологу М. Фуко, он является результатом взаимодействия процессов торможения внутреннего, одновременно действующих в ходе научения и замедляющих его (-> торможение проективное; торможение ретроактивное). В современных исследованиях эффект края изучается как эффект первичности и эффект недавности. ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ (эффект новизны) - Увеличение вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда (-> эффект края). Изучается в контексте исследований памяти, процессов научения и перцепции социальной. Установлено, что эффект недавности зависит не от длины запоминаемого ряда и темпа его предъявления, а от характера деятельности, выполняемой непосредственно после предъявления ряда: если решается задача на обнаружение сигнала, то он сохраняется; если же решается вербальная задача, то он отсутствует. Эффект недавности связан с извлечением информации из памяти кратковременной. Эффект недавности не имеет однозначной интерпретации, как и эффект края. В психологии социальной он известен как эффект новизны; изучается при взаимном восприятии людей и состоит в том, что по отношению к знакомому человеку особенно значимой оказывается последняя (более новая) информация о нем, а как по отношению к незнакомому более значима первая информация (-> эффект первичности). 2. Явление из области восприятия человека человеком (-> человековосприятие). Проявляется в том, что большее воздействие на формирование образа человека обычно оказывает информация, поступающая последней, - самая свежая. ЭФФЕКТ ОРЕОЛА - распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных (в условиях дефицита информации). Иначе, первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее. При формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать: 1) в форме позитивной оценочной пристрастности - «ореол положительный»: если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону; в них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются;