Глава 5. Психотехнологии успеха Глава 6. Лабиринты нашего внутреннего опыта Глава 7. Этапы эффективной коммуникации Заключение Терминологический словарь Введение Эта книга приглашает читателя в путешествие, но отнюдь не по земным или небесным сферам. Речь идет о путешествии во внутренний мир человека. Люди живут на земле уже много тысяч лет. И сколько они живут, столько и существует легенда о стране, где текут «молочные реки среди кисельных берегов». Все там счастливы, нет бедных, каждый окружен любовью и заботой. Сколько сил было потрачено, чтобы найти это заповедное место! Каких только рискованных путешествий не предпринимал человек, пытаясь обрести счастье! Но вместо этого делались грандиозные открытия, совершались великие подвиги, находились несметные богатства. А чаще всего, люди гибли на дорогах в неведомое.
Эндогенная переменная
Социальная психология, принимая принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету своего исследования — группе. Поэтому в социальной психологии важнейшее содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные; б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, общества, т.е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать реальные социальные группы как определенные системы деятельности; в) при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности — потребности, мотивы, цели группы и т.д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного «социального контекста» — данной системы общественных отношений. Принцип деятельности превращается, таким образом, в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии. 3. Методология — как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином «методика». Однако в ряде других языков, например в английском, нет этого термина, и под методологией сплошь и рядом понимается методика, а иногда только она. Конкретные методики (или методы, если слово «метод» понимать в этом узком смысле), применяемые в социально-психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений. Суть внедрения предложенной «иерархии» различных методологических уровней заключается именно в том, чтобы не допускать в социальной психологии сведения всех методологичес-ких проблем только к третьему значению этого понятия. Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться