Шихирев Л.Н. Современная социальная психология США. М., 1979. Шихирев П.Н. Социальная психология в странах Западной Европы. М., 1985. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.
Примечание. Соответственно природе и степени формализации представления исследуемого свойства характеристики являются либо качественными (Нрк признак), либо количественными характеристиками; последние, если они изменяются в течение периода основания и (или) периода упреждения прогноза (или принимаются за таковые), именуются переменными объекта прогнозирования (иногда - показателями).52 Значащая переменная объекта прогнозирования
ЭФФЕКТИВНОСТЬ - способность производить определенный эффект, действенность; мера производимого эффекта. ЭФФЕКТОР - органы или системы органов, реагирующие (посредством нейрогуморальных механизмов) на действие раздражителей внешних или внутренних и выступающие в роли исполнительного звена акта рефлекторного. Например, сокращаемая под действием света круговая мышца радужной оболочки глаза является эффектором рефлекса зрачкового (-> рефлекс безусловный). ЭФФЕРЕНТНЫЙ (эффекторный) - характеристика центробежности процессов нервного возбуждения - их направленности по системе нервной от центра к периферии - от системы нервной центральной, в частности - мозга головного, - к периферии тела. ЭХОЛАЛИЯ - неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Наблюдается у детей и взрослых при некоих заболеваниях психических (шизофрении, поражении долей лобных мозга головного и пр.), но иногда встречается у нормально развивающихся детей как один из ранних этапов развития и становления речи. ЭХОПРАКСИЯ - неконтролируемое подражательное, автоматическое повторение движений и действий других людей. Может проявляться в различных формах; чаще всего больной повторяет сравнительно простые движения, совершаемые перед его глазами, - например, поднятие руки, хлопанье в ладоши и пр. Наблюдается при шизофрении, поражении долей лобных мозга головного, органических заболеваниях мозга. Одна из форм эхопраксии - эхолалия. _Ю_ ЮМОР -> чувство юмора ЮНОСТЬ - период развития человека, соответственный переходу от возраста подросткового к самостоятельной взрослой жизни (-> зрелость). Хронологические границы юности определяются по-разному; чаще всего выделяются ранняя юность - старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и поздняя юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершается физическое созревание. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юности окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками при сохранении большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность - напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ориентации ценностных и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в этом возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписываемых норм общественных.