В итоге этого упражнения вы найдете два-три, а может и больше параметров образа, которые действительно изменяют ваше состояние. Все это очень индивидуально. Например, есть люди, для которых блеск изображения вызывает переживание «праздничности» и приводит к повышению настроения. Для других увеличение или уменьшение изображения связано с легким головокружением и потерей пространственной ориентации. Кто-то испытывает беспокойство в ответ на ускорение движения в образе, а у кого-то в ответ на это резко повышается общий тонус. Яркие картинки, если их быстро приблизить к себе, также оказывают тонизирующее воздействие. Очевидно, что полученный опыт можно использовать в своей жизни. Далее мы как раз и сосредоточимся на практическом применении этих знаний для улучшения качества нашего повседневного бытия. Все, что вы открывали в себе чуть раньше, можно успешно использовать для обретения новых возможностей, изменения своих переживаний. Я хочу показать и рассказать, как это делается. Для примера возьмем фрагмент записи одного из семинаров, который мы вели с коллегой. Ведущий: Сергей, что бы Вы хотели изменить сейчас в своем внутреннем опыте? Сергей: Весь день меня преследует ощущение неудачи. Ведущий: А с чем это связано, как Вы считаете? Сергей: Сегодня утром, за завтраком, я уронил чашку и разбил ее. Это буквально выбило меня из колеи на весь день. Ведущий: Что, чашка была такой ценной?
Е Exogenic variable
Так, в бихевиористской социальной психологии за данные принимаются лишь факты открытого поведения; когнитивизм, напротив, делает акцент на данные, характеризующие лишь когнитивный мир индивида: образы, ценности, установки и др. В других традициях данные социально-психологического исследования могут быть представлены обоими их видами. Но это сразу выдвигает определенные требования и к методам их сбора. Источником любых данных в социальной психологии является человек, но один ряд методов пригоден для регистрации актов его поведения, другой — для фиксации его когнитивных образований. Признание в качестве полноправных данных и того, и другого родов требует признания и многообразия методов. Проблема данных имеет еще и другую сторону: каков должен быть их объем? Соответственно тому, какой объем данных присутствует в социально-психологическом исследовании, все они делятся на два типа: а) корреляционные, основанные на большом массиве данных, среди которых устанавливаются различного рода корреляции, и б) экспериментальные, где исследователь работает с ограниченным объемом данных и где смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроле за ними. Опять-таки и в этом вопросе весьма значима теоретическая позиция исследователя: какие объекты, с его точки зрения, вообще «допустимы» в социальной психологии (предположим, включаются ли в число объектов большие группы или нет).