Сергей: Там все отчетливо. Ведущий: На каком расстоянии от Вас находятся первая и вторая картинки? Сергей: Они одинаково удалены. Они обе очень близко. В картинке с чашкой я слышу бабушкин голос. Ведущий: А в другой есть какие-то звуки? Сергей: Нет. Ведущий: Сергей, картинка, вызывающая у Вас улыбку, прозрачна, предметы на ней имеют нечеткие очертания, там нет звуков? Сергей: Да. Ведущий: Воспроизведите картинку, где бабушка собирает осколки. Сделайте ее прозрачной, при этом очертания предметов теряют отчетливость, пропадают все звуки...
Е Parameter of forecasting
исследовании. По-иному эта проблема может быть сформулирована как проблема получения надежной информации. В общем виде проблема качества информации решается путем обеспечения принципа репрезентативности, а также путем проверки способа получения данных на надежность. В социальной психологии эти общие проблемы приобретают специфическое содержание. Будь то экспериментальное или корреляционное исследование, информация, которая в нем собрана, должна удовлетворить определенным требованиям. Учет специфики неэкспериментальных исследований не должен обернуться пренебрежением к качеству информации. Для социальной психологии, как и для других наук о человеке, могут быть выделены два вида параметров качества информации: объективные и субъективные. Такое допущение вытекает из той особенности дисциплины, что источником информации в ней всегда является человек. Значит, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспечить максимально возможный уровень надежности и тех параметров, которые квалифицируются как «субъективные». Конечно, ответы на вопросы анкеты или интервью составляют «субъективную» информацию, но и ее можно получить в максимально полной и надежной форме, а можно упустить многие важные моменты, проистекающие из этой «субъективности». Для преодоления ошибок такого рода и вводится ряд требований относительно надежности информации. Надежность информации достигается прежде всего проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные. В каждом случае обеспечиваются как минимум три характеристики надежности: обоснованность (валидность), устойчивость и точность (Ядов, 1995).