Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, т.е. в некотором «социальном контексте». Этот «контекст» представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Проблема отношений занимает в психологии большое место, у нас в стране она в значительной степени разработана в работах В.Н. Мясищева (Мясищев, 1949). Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа — изучения объектов природы в их связи с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно, в его связи с миром, роли объектов связи, по словам Мясищева, строго распределены. Связь с внешним миром существует и у животного, но животное, по известному выражению Маркса, не «относится» ни к чему и вообще «не относится». Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует «для меня», т.е. оно задано как именно человеческое отношение, оно направлено в силу активности субъекта. Но все дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо прежде всего различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические» отношения личности.
D Generalle Bestim Mungstafel
Есть еще один вариант изменения значимости ситуации и интенсивности соответствующего переживания. Столкнувшись с чем-то волнующим вы всегда можете представить, как это будет выглядеть через полсотни лет. Взгляд из такого далекого будущего резко уменьшает значение конкретного события. Оно порой вообще теряется за чередой десятилетий. Все знакомы с выражением: «Время лечит». Есть множество способов, какими происходят подобное «излечивание». Например, любую «грозную вещь», «страшного человека», «пугающую ситуацию» можно увидеть в образе «старой рухляди», не способной уже никому нанести вреда. Как-то мне предстоял один неприятный разговор по поводу работы. Избежать объяснений не было возможности, но уж очень хотелось избежать связанных с этим тягостных переживаний. Подходя уже к месту, где должно было произойти это событие, я вдруг подумал: «А что если рассматривать все происходящее как своеобразный эксперимент и поглядеть, как человек ведет себя и что чувствует в подобной ситуации». До сих пор помню разительное изменение в моих переживаниях, произошедших в этот момент. Я спокойно вошел в комнату, объяснился и ушел, разрешив свои проблемы. Что же со мной произошло? Что позволило быть спокойным и избавиться от негативных переживаний? Ответ на эти вопросы пришел уже позже. Люди часто говорят: «Посмотреть на происходящее с другой точки зрения». Обычное выражение — «смотреть с другой точки зрения» — воспринимается метафорически. Однако, очень часто его следует понимать буквально. Человек в данном случае говорит о своем субъективном опыте. Он раскрывает способ, каким достигает иного отношения, нового понимания, других переживаний в какой-то конкретной ситуации. Обратимся к еще одной стенограмме семинара. Ведущий: Каждый из вас попадал в так называемую «дурацкую ситуацию». Вспомните какую-нибудь из подобных ситуаций. Посмотрите, как вы выглядели в этот момент. Николай: Я вспомнил, как я наступил на ногу своей знакомой. Я вижу себя извиняющегося в какой-то комично согнувшейся позе. И вижу отчетливо свой ботинок. Он какой-то несоответственно большой, причем, смотрю на него чуть ли не со стороны подошвы. Ведущий: Вы видите себя целиком?